Для старта автоматизации процесса обработки заявок понадобится 2-3 часа и 1 человек, который понимает шаги процесса и какие данные нужны на всех этапах.
Подробнее Получить шаблонБизнес-процесс обработки заявок от клиентов — один из процессов первой необходимости, когда речь заходит о срочной автоматизации. От эффективности работы данного процесса зависит своевременность как поставки товаров и услуг, так и гладкость поступления оплаты. К тому же, какой бы хороший продукт не был, если он доставлен не в срок или были сбои в процессе обработки заявки, то вероятность повторного, заказа существенно снижается. Таким образом, очень важно обеспечить прозрачность и эффективность данного процесса, как для клиента, так и для сотрудников, особенно в условиях карантина и массового перехода на удаленную работу.
Полный цикл обработки заявки клиента с последующей отгрузкой оплаченных товаров — целая эпопея. Клиент может позвонить своему менеджеру или прислать email, товар может быть в наличии на складе или придется формировать заявку на производство, нужно выставить счет, проконтролировать предоплату и оплату, позаботиться о своевременной отгрузке и не забыть попросить отзыв. Даже перечисление основных шагов процесса занимает массу времени, не говоря об исполнении всех необходимых мелких задач в рамках каждого шага.
При этом, когда менеджер, обслуживающий клиента, спрашивает у коллег дату отгрузки, то зачастую оказывается, что никто не в курсе с какого склада, из какой партии и когда этот заказ будет выполняться. В такой ситуации жизненный цикл заявки от клиента не прозрачен, что приводит к замедлению обработки в лучшем случае, а зачастую и к потере заявки и, как следствие, к потерям для компании.
При работе с клиентами важно, чтобы менеджеры, в погоне за выполнением плана продаж, давали клиентам только реально выполнимые обещания, включая комплектацию заказа и сроки поставки. Срок поставки — зачастую критичный фактор при выборе поставщика товаров или услуг. Сократить сроки поставки можно, минимизировав задержки при переходе заявки от одного этапа процесса к другому, причем, желательно, сохранив комментарии к заявке, историю ее перемещения и другой контекст бизнес-процесса. Бонусом к ускорению обработки заявки вы получаете прозрачность процесса обработки заявки, как для менеджера, так и для клиента, что существенно увеличит его лояльность к компании.
Дальше мы рассмотрим пример создания решения по обработке заявок от клиентов на базе Comindware Platform, low-code платформы для максимально быстрого построения цифровых решений. Для начала цифровизации бизнес-процесса вам понадобится 2-3 часа свободного времени и один человек, который понимает все шаги процесса обработки заявки и знает, какие данные понадобятся сотрудникам для исполнения заявки.
Этот и 10+ других заготовленных бизнес-процессов для быстрой автоматизации предприятия доступны в библиотеке бизнес-процессов “Comindware шаблоны”.
Для начала решим, какие переменные и справочники будут использоваться в бизнес-процессе. Это могут быть клиенты, товары, услуги, шаблоны заявок на склад и любые другие объекты, в соответствии со спецификой вашего бизнеса. Заполняем справочники необходимыми данными — например, вносим первых клиентов.
Переходим к созданию основной формы заявки. Добавим основные поля — “Клиент”, “Контактное лицо”, “Номенклатура продукции”, “Адрес доставки” и т.д. Использование справочника клиентов позволяет использовать выпадающие списки в форме, а также в будущем находить все заявки от определенного контрагента. А создав справочник продукции, можно существенно упростить создание заявки — можно выбрать нужные продукты из списка. Более того, однажды созданный справочник можно использовать в любых других автоматизируемых бизнес-процессах и формах. Далее добавим поля для ввода дополнительной информации по заказу, таких как “Желаемая дата доставки”, “Тип доставки”, “Объём”, “Формат”, и другие.
Шаги процесса добавляются путём перетаскивания подходящих элементов в рабочую область. Существенно упростить создание заявки можно, настроив прием заявок через email — в этом случае достаточно отправить письмо на определенный email-адрес, а система автоматически сформирует заявку и отправляет уведомления о получении заявки клиенту и его менеджеру.
Добавляем шаг “Проверить заявку клиента” и развилку для дальнейшей маршрутизации заявки:
На следующей развилке мы обеспечиваем проверку наличия товара на складе — ответственные сотрудники получают запрос на проверку. Создаем две параллельные ветки процесса:
Дальше обеспечиваем должную обработку заявки на случай отсутствия товара на складе или отказа на стороне производства. Для этого создаем развилки на соответствующих этапах процесса и фиксируем необходимость отправки заявки на шаг “Проверить заявку клиента”. Стоит отметить, что в этом случае менеджер получает заявку не в исходном виде — теперь она дополнена историей ее путешествия по предприятию и комментариями сотрудников, которые ею занимались, включая причину отказа на производстве.
В нашем примере по факту согласования заявки происходит автоматическая отправка счета клиенту и дальнейшая маршрутизация заявки на шаг “Контролировать поступление оплаты”. Наверняка, вашей компании будут другие этапы и шаги. Вы можете без труда их добавить перетаскиванием соответствующих элементов на схему процесса.
Мы рекомендуем постепенно двигаться от простого к сложному. Позже, когда появится необходимость и время, можно будет довести решение для обработки заявок до совершенства, добавив удобные опции: автозаполнение полей, проверку корректности ввода данных, права доступа к полям и даже прятать некоторые поля в зависимости статуса документа.
Более того, созданное таким образом решение можно также интегрировать со складской системой, CRM, системой контроля производства или с любой другой системой, используемой на предприятии.
Отправить заявку
Вам также может быть интересно:
Ищете другой процесс? Расскажите нам и мы добавим!