Моделирование бизнес-процессов с помощью BPMN 2.0

Моделирование бизнес-процессов с помощью BPMN 2.0

BPMN 2.0 — всемирно признанная нотация для моделирования бизнес-процессов любой сложности. С ней одинаково удобно работать людям бизнеса и ИТ-специалистам.

Нотация BPMN

Спецификация BPMN 2.0 содержит набор условных обозначений для построения диаграмм бизнес-процессов. Нотация интуитивно понятна людям бизнеса, и в то же время отображает комплексную процессную семантику для имплементации в BPMS. Созданная с помощью BPMN диаграмма бизнес-процессов показывает, как связана информация, события и действия пользователей в рамках автоматизированной цепочки передачи задач. Графические элементы BPMN 2.0 являются связующим звеном между языком программирования и языком процессного моделирования.

В дизайнере диаграмм бизнес-процессов Comindware Platform представлены базовые элементы BPMN 2.0. С помощью этих элементов можно описать процессы практически любой сложности. В случаях, когда элементов недостаточно, в редакторе предусмотрены функции дополнительных настроек.

Пулы и дорожки


Визуализируют границы процесса и распределение зон ответственности.

  • дорожки — визуализируют зоны ответственности за каждый шаг процесса
  • пул — задает границы самого процесса.
Пулы и дорожки

Действие


Прямоугольники с закругленными углами служат для обозначения различных типов действий, которые должны быть выполнены для достижения конечного результата. Под действиями понимаются пользовательские задачи, выполняемые автоматически скрипты и т.д.

  • пользовательская задача — действия, которые совершает человек, назначенный на задачу в качестве исполнителя;
  • задача на выполнение сценария — действия, выполняемые системой автоматически по заданному скрипту;
  • задача на вызов сервиса — вызов сервиса (приложений, веб-сервисов и т.д.);
  • встроенный кейс — действия, которые еще не стали рутинными и стандартными на текущем этапе.
Действие

Подпроцессы


  • повторно используемый процесс — вызов стороннего процесса в рамках текущего;
  • встроенный подпроцесс — структурированный набор активностей в рамках текущего процесса. Упрощает чтение диаграмм.
Подпроцессы

Развилки или операторы потока


Ромбовидные фигуры обозначают типы разветвления и слияния потоков.

  • развилка «или/или» — задает условия для определения исходящего пути, по которому пойдет процесс. Может быть выбран только один путь.
  • параллельный шлюз — создает параллельные пути без задания каких-либо условий. Процесс пойдет по всем путям одновременно. 
Развилки или операторы потока

Событие


События описывают что-то, что должно случиться в рамках процесса. События бывают входящими (приход письма) и исходящими (отправка письма, запуск таймера, завершение задачи).

Классификация по положению на диаграмме:

  • стартовые — инициируют процесс;
  • промежуточные — входят в поток операций или присоединяются к границам задач или подпроцессов;
  • завершающие — обозначают завершение процесса.

Классификация по типу действия:

  • простое событие — обозначает не типизированные события,
  • событие-сообщение на отправку — инициирует отправку сообщения,
  • событие-сообщение на принятие — реагирует на входящие сообщения,
  • событие-таймер — событие, которое зависит от параметров времени (промежуток, момент времени, превышение лимита).
Событие

Потоки управления


Задают порядок следования логике бизнес-процесса.

  • поток управления — показывает переход между различными этапами процесса без указания специальных условий,
  • поток управления «во всех остальных случаях» — показывает, по какому пути будет развиваться процесс, если не выполнены условия для выбора альтернативных потоков.
Потоки управления

Артефакты


  • текстовая аннотация — комментарий, который повышает читаемость диаграммы бизнес-процесса и ни на что не влияет.
Артефакты

Гибкие
бизнес-процессы
за 4 недели*

* 4 недели — среднее время реализации пилотного проекта (MVP) на стороне клиента

Пробная версия

BPMN 2.0 в контексте моделирования бизнес-процессов

Первоначально идея BPMN заключалась в создании легко читаемой нотации для всех людей, связанных с построением процессных моделей. Речь идет о бизнес-аналитиках, разработчиках информационных систем и людях, отвечающих за управление и мониторинг бизнес-процессов.

Отправной точкой для разработки стандарта BPMN являлась потребность в простом механизме, который позволит моделировать бизнес-процессы на высоком уровне детализации. При этом элементы нотации должны легко читаться бизнес-аналитиками и программистами. Для решения задачи все графические элементы были разбиты на несколько категорий, что значительно упростило чтение схем и освоение новой нотации.

К моменту выхода первой редакции BPMN в мире уже сложилось несколько альтернативных подходов к визуализации бизнес-процессов при их переносе в информационные системы. Можно вспомнить Activity-Decision Flow (ADF) Diagram, UML EDOC Business Processes, UML Activity Diagram, IDEF, ebXML BPSS и т.д. Все это разнообразие в конечном счете осложняло продвижение BPM-систем, которые только начали завоевывать рынок. Поэтому появление нового корпоративного стандарта было неизбежно, и он появился благодаря усилиям BPMI Notation Working Group в 2004 году. Сейчас развитием и поддержкой стандарта занимается Object Management Group, а сам BPMN 2.0 прочно вошел в мировую практику процессного моделирования.

Преимущества процессного моделирования
в Comindware Platform

BPMN 2.0

  • открытый стандарт консорциума Object Management Group;
  • признан всеми ведущими поставщиками ПО;
  • однозначность трактовки (благодаря токенам);
  • простой способ визуализации регламентов;
  • устраняет разрыв между бизнесом и ИТ;
  • позволяет менеджменту участвовать в разработке схемы бизнес-процесса
  • достаточно точная для реализации программными средствами;
  • выполнение модели бизнес-процесса по принципу «как нарисовали, так и работаем».

Конструктор диаграмм бизнес-процессов

  • простой drag-and-drop интерфейс для проектирования;
  • графические элементы только из оригинальной спецификации BPMN 2.0, никакой самодеятельности;
  • одинаково хорошо справляется с моделированием цифровых и аналоговых бизнес-процессов;
  • горизонтальная и вертикальная ориентации диаграмм;
  • справочники и руководства пользователей для быстрого обучения новичков;
  • возможность создавать и использовать шаблоны процессов;
  • большая библиотека бизнес-процессов.

Преимущества BPMS платформы в целом

  • логику процесса можно изменять на лету;
  • прозрачные правила передачи ответственности;
  • пользователи быстро осваивают новые регламенты работы без дополнительного обучения;
  • исполнение регламентов заложено в работу системы;
  • упрощение контроля за работой сотрудников.

Моделирование бизнес-процессов в Comindware Platform

В Comindware Platform диаграммы бизнес-процессов создаются с помощью простого конструктора, который поддерживает основные графические элементы стандарта BPMN 2.0. Для этого достаточно перетащить мышкой нужный элемент на созданный заранее макет. При начале моделирования важно правильно определить границы процесса от начала до конца, чтобы включить в него как можно больше взаимосвязанных действий. Моделировать лучше по принципам «от общего к частному» и «от простого к сложному», так будет проще не запутаться в мелочах и не отклониться от главной цели.

Этапы моделирования в стандарте BPMN 2.0:

  1. Определить точки входа и выхода. Верно определить границы процесса, чтобы не пропустить тесно связанных друг с другом задач.
  2. Визуализировать зоны ответственности с помощью инструмента «Дорожки».
  3. Определить шаги процесса и разместить их в соответствующих зонах ответственности. 
  4. Указать с помощью инструментов «Потоки управления», как шаги связаны между собой. 
  5. С помощью развилок задать условия разветвления потоков.

Постепенно уточняя детали регламентов и внося в диаграмму соответствующие корректировки, можно выстроить рабочую схему бизнес-процесса.

Прозрачные бизнес-процессы за 4 недели*

* 4 недели — среднее время реализации пилотного проекта (MVP) на стороне клиента

Примеры бизнес-процессов в нотации BPMN 2.0

Наладить бесперебойную систему поставок


BPMN процесс управления закупками

Пример схемы проведения закупок в крупной организации.

  • получение заявки на закупку;
  • процедура согласования;
  • уточнение деталей;
  • формирование заказа поставщикам;
  • согласование с финотделом;
  • оплата счетов;
  • получение товаров на склад.

Основной упор сделан на упрощение процедуры согласования документов.

Ускорить и оптимизировать работу ИТ-отдела


BPMN процесс обработки заявок в Service Desk

Пример двухуровневой системы поддержки пользователей.

  • классификация запроса;
  • немедленно выполнение работ в случае типовой задачи;
  • эскалация запроса на вторую линию технической поддержки в случае нестандартного запроса;
  • уведомление о начале работ;
  • уточнение деталей проблем в случае затруднений;
  • подтверждение выполнения работ.

Алгоритм учитывает обработку нестандартных запросов.

Улучшить качество жизни сотрудников


BPMN процесс обработки хозяйственных заявок

Простая схема работы офис-менеджера с возможностью оценить качество его работы.

  • формирование заявки от сотрудника;
  • согласование заявки;
  • принятие решения;
  • выполнение работ;
  • процедура оценка качества;
  • уведомление о завершении работ.

Схему можно усовершенствовать, добавить в нее интеграцию с другими системами и отделами.

Эффективно собирать долги с клиентов и партнеров


BPMN процесс управления дебиторской задолженностью

Сбор дебиторской задолженности с контрагентов. Упор сделан на информирование должников о просроченных платежах. Некоторые этапы процесса автоматизированы.

  • получение информации о задолженности из 1С (предусмотрено также ручное внесение);
  • анализ оборотно-сальдовой ведомости;
  • уведомление клиента о долге;
  • подготовка акта сверки;
  • передача акта сверки клиенту;
  • уведомление о предстоящей оплате;
  • контроль поступления платежа.

Эффективный контроль дебиторской задолженности строится на информировании клиентов и партнеров о предстоящей оплате.

Стать ближе к клиенту и увеличить прибыль


BPMN процесс обработки заявок от клиентов

Пример обработки заявки от клиента с учетом возможностей производства товаров под заказ. 

  • прием заявки (в том числе по электронной почте);
  • проверка заявки клиента;
  • уточнение параметров заказа;
  • отправка заказа на склад;
  • отправка заказа на производство;
  • согласование сроков производства;
  • контроль получения оплаты.

Упор сделан на скорости и точности выполнения заявок клиентов.

Быстро находить нужных сотрудников


BPMN процесс работы с вакансиями

Небольшая схема, на которой показаны основные этапы поиска сотрудников в компанию. Цель — сократить время найма работников и отслеживать эффективность работы HR-менеджера.

  • открытие вакансии;
  • назначение рекрутера;
  • поиск подходящего кандидата;
  • определение финального кандидата;
  • согласование кандидатуры;
  • закрытие вакансии.

Схему можно расширить за счет включения дополнительных этапов: рассмотрение резюме, выполнение тестового задания, проведение собеседования и т.д.

Выстроить прозрачную систему оплаты счетов


BPMN процесс оплаты счетов

Компактная, но централизованная система оплаты счетов по принципу «одного окна».

  • принятие счета на оплату;
  • моментальная оплата в случае, если сумма оплаты не превышает 100 000 руб.;
  • подача счета на согласование, если сумма оплаты превышает 100 000 руб.;
  • формирование расчетных документов.

В крупных организациях сотрудники не всегда понимают, кто отвечает за оплату счетов. Система «одного окна» позволяет сотрудникам оплачивать счета по мере их поступления и не тратить время на поиск ответственных за согласование.

Повысить точность работы с договорами


BPMN процесс согласования договоров

В схему включены также этапы проверки контрагентов и выставления счетов по договору.

  • подача договора;
  • проверка и утверждение нового контрагента;
  • согласование договора;
  • запрос дополнительной информации;
  • выставление счета на оплату;
  • проверка счета;
  • отправка финального решения контрагенту.

Получившаяся диаграмма выглядит компактной за счет использования подпроцессов. Быстрая процедура согласований поможет значительно сократить административные издержки.

Получить больше информации о BPMN

Курсы по BPM

Программа курса рассчитана на руководителей, менеджеров и рядовых сотрудников организаций, заинтересованных в процессном управлении. Курс содержит большое количество примеров из практики.

Направления подготовки:

  • основы BPM (процессный подход и моделирование);
  • инструменты BPM (автоматизация и анализ);
  • практика BPM (создание и совершенствование новой системы управления).

Продолжительность курса — 2 дня, занятия проводятся на территории клиента, предусмотрены теоретические и практические занятия.

Узнать больше

Сертификация специалистов

Сертификация сотрудников компаний по работе с Comindware Platform. Предусмотрена трехуровневая система сертификации:

  • специалист (обучение пользователей) — 16 часов;
  • бизнес-аналитик (обучение процессному проектированию на базе low-code платформы) — 32 часа;
  • разработчик (прикладная разработка и интеграция систем, созданных на Comindware Platform) — 48 часов.

Программа обучения содержит методики проектирования BPM-систем и комплексно освещает вопросы моделирования бизнес-процессов с использованием BPMN 2.0.

Узнать больше

Академия цифровой трансформации

Комплексная программа обучения, посвященная современным практикам интеллектуальной автоматизации. Программа направлена на подготовку востребованных специалистов по цифровой трансформации.

Модули программы:

  • цифровая трансформация (идеологический аспект);
  • Business Process Management (методологический аспект);
  • технологии цифровой трансформации (технологический аспект);
  • вопросы практики (прикладной аспект).

Курсы разрабатываются экспертами-практиками из компании Comindware при информационной поддержке ведущих членов ABPMP Russian Chapter. Количество курсов будет увеличиваться.

Узнать больше

  1. Вы здесь:
  2. Comindware
  3. Управление бизнес-процессами (BPMS)
  4. BPMN 2.0 Моделирование