BPMN 2.0 — всемирно признанная нотация для моделирования бизнес-процессов любой сложности. С ней одинаково удобно работать людям бизнеса и ИТ-специалистам.
Спецификация BPMN 2.0 содержит набор условных обозначений для построения диаграмм бизнес-процессов. Нотация интуитивно понятна людям бизнеса, и в то же время отображает комплексную процессную семантику для имплементации в BPMS. Созданная с помощью BPMN диаграмма бизнес-процессов показывает, как связана информация, события и действия пользователей в рамках автоматизированной цепочки передачи задач. Графические элементы BPMN 2.0 являются связующим звеном между языком программирования и языком процессного моделирования.
В дизайнере диаграмм бизнес-процессов Comindware Platform представлены базовые элементы BPMN 2.0. С помощью этих элементов можно описать процессы практически любой сложности. В случаях, когда элементов недостаточно, в редакторе предусмотрены функции дополнительных настроек.
Визуализируют границы процесса и распределение зон ответственности.
Прямоугольники с закругленными углами служат для обозначения различных типов действий, которые должны быть выполнены для достижения конечного результата. Под действиями понимаются пользовательские задачи, выполняемые автоматически скрипты и т.д.
Ромбовидные фигуры обозначают типы разветвления и слияния потоков.
События описывают что-то, что должно случиться в рамках процесса. События бывают входящими (приход письма) и исходящими (отправка письма, запуск таймера, завершение задачи).
Классификация по положению на диаграмме:
Классификация по типу действия:
Задают порядок следования логике бизнес-процесса.
* 4 недели — среднее время реализации пилотного проекта (MVP) на стороне клиента
Первоначально идея BPMN заключалась в создании легко читаемой нотации для всех людей, связанных с построением процессных моделей. Речь идет о бизнес-аналитиках, разработчиках информационных систем и людях, отвечающих за управление и мониторинг бизнес-процессов.
Отправной точкой для разработки стандарта BPMN являлась потребность в простом механизме, который позволит моделировать бизнес-процессы на высоком уровне детализации. При этом элементы нотации должны легко читаться бизнес-аналитиками и программистами. Для решения задачи все графические элементы были разбиты на несколько категорий, что значительно упростило чтение схем и освоение новой нотации.
К моменту выхода первой редакции BPMN в мире уже сложилось несколько альтернативных подходов к визуализации бизнес-процессов при их переносе в информационные системы. Можно вспомнить Activity-Decision Flow (ADF) Diagram, UML EDOC Business Processes, UML Activity Diagram, IDEF, ebXML BPSS и т.д. Все это разнообразие в конечном счете осложняло продвижение BPM-систем, которые только начали завоевывать рынок. Поэтому появление нового корпоративного стандарта было неизбежно, и он появился благодаря усилиям BPMI Notation Working Group в 2004 году. Сейчас развитием и поддержкой стандарта занимается Object Management Group, а сам BPMN 2.0 прочно вошел в мировую практику процессного моделирования.
В Comindware Platform диаграммы бизнес-процессов создаются с помощью простого конструктора, который поддерживает основные графические элементы стандарта BPMN 2.0. Для этого достаточно перетащить мышкой нужный элемент на созданный заранее макет. При начале моделирования важно правильно определить границы процесса от начала до конца, чтобы включить в него как можно больше взаимосвязанных действий. Моделировать лучше по принципам «от общего к частному» и «от простого к сложному», так будет проще не запутаться в мелочах и не отклониться от главной цели.
Этапы моделирования в стандарте BPMN 2.0:
Постепенно уточняя детали регламентов и внося в диаграмму соответствующие корректировки, можно выстроить рабочую схему бизнес-процесса.
* 4 недели — среднее время реализации пилотного проекта (MVP) на стороне клиента
Примеры бизнес-процессов в нотации BPMN 2.0
Пример двухуровневой системы поддержки пользователей.
Алгоритм учитывает обработку нестандартных запросов.
Простая схема работы офис-менеджера с возможностью оценить качество его работы.
Схему можно усовершенствовать, добавить в нее интеграцию с другими системами и отделами.
Сбор дебиторской задолженности с контрагентов. Упор сделан на информирование должников о просроченных платежах. Некоторые этапы процесса автоматизированы.
Эффективный контроль дебиторской задолженности строится на информировании клиентов и партнеров о предстоящей оплате.
Пример обработки заявки от клиента с учетом возможностей производства товаров под заказ.
Упор сделан на скорости и точности выполнения заявок клиентов.
Небольшая схема, на которой показаны основные этапы поиска сотрудников в компанию. Цель — сократить время найма работников и отслеживать эффективность работы HR-менеджера.
Схему можно расширить за счет включения дополнительных этапов: рассмотрение резюме, выполнение тестового задания, проведение собеседования и т.д.
Компактная, но централизованная система оплаты счетов по принципу «одного окна».
В крупных организациях сотрудники не всегда понимают, кто отвечает за оплату счетов. Система «одного окна» позволяет сотрудникам оплачивать счета по мере их поступления и не тратить время на поиск ответственных за согласование.
В схему включены также этапы проверки контрагентов и выставления счетов по договору.
Получившаяся диаграмма выглядит компактной за счет использования подпроцессов. Быстрая процедура согласований поможет значительно сократить административные издержки.
Программа курса рассчитана на руководителей, менеджеров и рядовых сотрудников организаций, заинтересованных в процессном управлении. Курс содержит большое количество примеров из практики.
Направления подготовки:
Продолжительность курса — 2 дня, занятия проводятся на территории клиента, предусмотрены теоретические и практические занятия.
Сертификация сотрудников компаний по работе с Comindware Platform. Предусмотрена трехуровневая система сертификации:
Программа обучения содержит методики проектирования BPM-систем и комплексно освещает вопросы моделирования бизнес-процессов с использованием BPMN 2.0.
Комплексная программа обучения, посвященная современным практикам интеллектуальной автоматизации. Программа направлена на подготовку востребованных специалистов по цифровой трансформации.
Модули программы:
Курсы разрабатываются экспертами-практиками из компании Comindware при информационной поддержке ведущих членов ABPMP Russian Chapter. Количество курсов будет увеличиваться.
Переходите на цифровое управление бизнесом