Что такое цифровой бизнес?
28.05.2019 · Время на прочтение: ~ 3 мин. · Актуальность: 28.05.2019
Если посмотреть определение электронного бизнеса эпохи 90-х годов, то можно прочитать, что это бизнес, в котором проведение сделок и взаимодействие с партнёрами выстроено на основе информационно-коммуникационных технологий. Как видим, здесь понятие технологий является самым «сердцем» электронного бизнеса – и получается, что всё вращается именно вокруг них.
Сегодня цифровой бизнес понимается гораздо шире: это бизнес-проект, основанный на взаимодействии людей, компаний и интеллектуальных устройств на пересечении физического и цифрового миров. То есть, здесь в самой основе лежат взаимодействие и комплексность.
Кроме того, специалисты подчёркивают, что ядром цифрового бизнеса ни в коем случае нельзя считать технологии. Более того: само по себе применение каких бы то ни было технологий не способно сделать бизнес цифровым. Основное внимание следует обращать на бизнес-модели и способы их реализации. Если этот уровень бизнеса не оптимизирован, то никакие ИТ-системы не помогут добиться нужного результата.
И раз уж мы заговорили про результат, то здесь особенно полезно остановиться и разобраться: зачем вообще создавать цифровой бизнес и чего можно с помощью этого достичь?
К чему стремится цифровой бизнес?
Если вспомнить всё ту же традиционную модель 90-х годов, то цифровизация бизнеса имела следующие задачи:
- Операционная эффективность.
- Централизация и стандартизация.
- Сокращение затрат.
- Контроль и управляемость.
Нетрудно заметить, что всё это относится в основном к сфере учёта и документооборота. Эксперты предостерегают от того, чтобы воспринимать именно так современное понятие цифрового бизнеса, потому что это ведёт к следующим проблемам:
- Новые технологии применяются, но при этом бизнес работает по прежним принципам.
- Тотальная стандартизация лишает компанию гибкости, которая очень необходима в современном мире.
В большинстве случаев стандартизация также приводит к подходу «одна бизнес-система – один разработчик». Доходит до того, что в ответ на вопрос об используемой бизнес-стратегии называют бренд производителя такой системы.
В итоге мы имеем схему, в которой ядром бизнеса является система учёта, ИТ-отдел занимается в основном её «ремонтом», а бизнес-пользователей принуждают работать строго в рамках имеющейся системы. В результате бизнес теряет эффективность, либо сотрудники начинают параллельно использовать другие системы для коммуникаций, что снижает возможности контроля.
Сегодня такой традиционный подход к ERP уже считается плохой основой для цифрового бизнеса, ведь у него совсем другие цели:
- Обеспечение гибкости всех бизнес-процессов, так как среда крайне изменчива.
- Работа с новыми стратегиями, активное применение последних разработок, чтобы не отставать от конкурентов и от рынка в целом.
- Глубокое понимание того, что и как происходит, а это подразумевает сбор информации для обширной аналитики.
- Акцент на мобильность и социальность. Здесь помогает использование облачных технологий, упрощение интерфейсов, появление возможности у бизнес-пользователей самостоятельно вносить многие настройки.
Два уровня цифрового бизнеса
С одной стороны, цифровой бизнес предъявляет много новых требований, которым с трудом может соответствовать ERP-система старого образца.
С другой – от привычного учёта всё равно никуда не деться.
Все попытки создать такую бизнес-систему, которая будет, с одной стороны, предоставлять максимум возможностей для стандартного учёта ресурсов компании и работы с ними, а с другой – окажется гибкой и подходящей для экспериментов, оказались провальными. Смирившись с этим, цифровой бизнес пошёл по другому пути: применение не одной, а нескольких систем, которые выполняют разные задачи во взаимодействии друг с другом. Например, ERP-система отвечает за учёт, а гибкая процессная платформа использует данные из учётной системы для исполняемых процессов. В такой среде можно:
- Проводить отдельные бизнес-процессы, с трудом поддающиеся стандартизации.
- Испытывать новые стратегии и технологии («песочница»).
- Решать конкретные задачи, реализация которых с помощью «ядра» означала бы большие затраты времени и средств.
Опыт показывает, что такой подход значительно повышает гибкость и снимает множество проблем, связанных с попытками доработать ERP-систему для решения множества разнородных задач.
Сегодняшняя популярность гибких систем, например созданных на базе low-code платформы Comindware Business Application Platform, подтверждает мысль о том, что бизнес начинает высоко ценить платформы для быстрой разработки приложений и их синтеза с унаследованными ERP-системами. Возможность синтеза, в отличие от перестройки бизнеса под новые правила, а тем более резкого отказа от уже используемых решений с последующим переходом, является очень важной особенностью современных разработок и одним из неотъемлемых атрибутов цифрового бизнеса.
Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой
Опубликовано: в разделе Цифровая трансформация