Блог Comindware
  1. Вы здесь:
  2. Comindware
  3. Библиотека Comindware
  4. СЭД
  5. Что такое СЭД и ECM-система

Что такое СЭД и ECM-система

Системы электронного документооборота улучшают эффективность, безопасность и надежность процессов обработки информации в организации. Все больше компаний переходят на электронный документооборот, что обусловлено не только требованиями цифровой среды, но и удобством. Рассмотрим, что представляют из себя современные системы документооборота.

Что собой представляет электронный документооборот

Электронный документооборот, или ЭДО, по сути – это повторение или переосмысление привычных циклов бумажного документооборота, только перенесенное в цифровую среду.
Переход на ЭДО может быть обусловлен разными причинами. Например, внутренними потребностями компании в повышении эффективности или внешними изменениями в рамках общей цифровизации системы страны.

Согласно стратегическим планам ФНС к началу 2024 года процент выставленных в электронном виде счетов-фактур будет составлять 95%, а товарных накладных — 70%. 

Электронный документооборот оставляет привычные юридически значимые составляющие, но предупреждает ошибки вследствие человеческого фактора и ускоряет время выполнения задач за счет оптимизации процедур согласования, обмена корреспонденцией, работы над договорами и других составляющих процесса. 

Для его внедрения используются электронные платформы: система электронного документооборота (СЭД) или система управления корпоративным контентом (ECM-система).

Что такое СЭД и ECM-система, в чем их отличие

Прежде всего, остановимся на определении этих понятий.
Система электронного документооборота (СЭД) – это компьютерная система, которая автоматизирует процессы работы с документами в организациях. Она позволяет работать с документами нескольким пользователям одновременно, оптимизирует трудозатраты и позволяет предприятиям эффективно выполнять свои функции. 

ECM-система – система управления корпоративным контентом (сокращение от англ. Enterprise Content Management system). ECM-система обеспечивает комплексный подход и работает с хранением и обработкой всего корпоративного контента, включая внутренний обмен файлами, корреспонденцию и другие информационные ресурсы компании. 

С точки зрения функциональности обе системы решают одни и те же задачи: хранят, обрабатывают, систематизируют документы и автоматизируют работу с ними. Однако различается обхват цифровизации сопровождающих процессов. К примеру, СЭД чаще придерживается логики работы с внутренними и внешними документами согласно регламенту организации, в то время как ECM-система может оптимизировать всю корреспонденцию и контент, которые могут сопровождать работу или быть её результатом (например, письма, правки, обсуждения, публикации на сайте компании и так далее), и создает единое информационное пространство.

ТОП-5 систем документооборота на отечественном рынке

В связи с обновлением ИТ-технологий и разработкой новых решений СЭД, расширением их функционала и способностью интегрироваться с разными сервисами, все чаще при использовании этих понятий подразумевается одно и то же — упрощение и улучшение процессов документооборота с помощью создания его цифрового двойника.

Прогресс и стремление компаний к цифровизации ставят перед рынком производителей сервисов на базе low-code и иных разработок высокую планку, и российские компании предлагают для этого современные решения.

Comindware ЭДО, созданный на базе low-code-платформы Comindware Business Application Platform. Гибко встраивается в структуру бизнеса за счёт детально проработанных бизнес-процессов в «‎коробочном»‎ решении и легкой настройки под индивидуальные нужды с помощью упрощенной нотации. Продукт поддерживает различные интеграции, например, с ЭДО СФЕРА Курьер, программным обеспечением Р7-Офис и другими системами, чтобы переход осуществлялся максимально «‎бесшовно»‎.

Directum — СЭД, созданная одноименной ИТ-компанией, разрабатывающей сервисы для управления цифровыми процессами и документами. 

Платформа Docsvision от вендора отечественного программного обеспечения для управления процессами и данными крупного бизнеса и госкомпаний. 

СЭД Тезис — готовое решение для автоматизации документооборота и цифровизации бизнес-процессов.

1С:Документооборот. Продукт российской фирмы «‎1С»‎ на платформе «‎1С:Предприятие 8»‎. Система автоматизирует полный цикл работы с документами и взаимодействие между сотрудниками.

Как переходят на электронный документооборот

При переходе на электронный документооборот организация сталкивается с необходимостью выбирать подходящее программное обеспечение.

Чаще играют роль такие факторы:

  • бизнес-задачи, которые ставит перед собой предприятие, и как представляется их оптимизация;
  • объем ресурсов, которые готово выделить предприятие;
  • какие электронные системы и программное обеспечение уже используются в организации;
  • какие требования выставляются с точки зрения информационной безопасности и технических возможностей.

Решение о внедрении системы электронного обмена документами особенно актуально, если сотрудники работают удаленно или организация представлена несколькими филиалами.
Работа в системах электронного документооборота даёт прямые положительные эффекты, как ускорение обмена документами, сокращение временных затрат на рутинные действия и финансовых издержек, связанных с печатью документов и обслуживанием печатного оборудования. Но также несёт неочевидные преимущества:

  • сокращает риски потери документов и возможного возникновения претензий, связанных с этим;
  • открывает широкие возможности для автоматизации процессов предприятия в целом;
  • повышает уровень безопасности хранения документов; 
  • возможность быстро получать статистические данные.

Многие компании предпочитают поэтапный переход и двигаются итерациями, например, по системе аджайл (англ. agile).

Опыт бизнес-аналитиков компании Comindware показывает, что переход итерациями экономит ресурсы и предотвращает глобальные правки техзадания, а гибкость Comindware Business Application Platform позволяет быстро вносить изменения в бизнес-логику и работу системы.

Как работают СЭД и ECM-система

Это зависит от бизнес-задач, индивидуальных процессов компании и их маршрутизации, а также технических возможностей выбранной платформы.
Основной принцип заключается в том, чтобы получаемая и необходимая для функционирования организации информация не только структурно и безопасно хранилась в едином месте, но и передавалась на следующие этапы процессов, не задерживая их.

Рассмотрим на примере решения Comindware ЭДО процесс, типовой для многих компаний — создание договора с контрагентом.

Менеджер по работе с клиентами вносит в систему CRM информацию о контрагенте. Как только детали сделки обсуждены, система автоматически генерирует проект договора на основании имеющихся реквизитов, который можно отредактировать, отправить на согласование или подписание с помощью электронной подписи внутри системы, а также контрагентам, если они пользуются ЭДО. Для всех договоров и иной корреспонденции можно задать шаблоны нумерации, которые также будут присваиваться автоматически и сохранять порядок при хранении.

То есть, продукт Comindware ЭДО позволяет:

  • эффективно хранить и работать с данными: распознавать и «‎забирать» их из почты, PDF-файлов и файлов других форматов, автоматически систематизируя, организовывая их и используя для других процессов;
  • регулировать порядок действий и этапность при прохождении какого-либо процесса в зависимости от задачи, задавать роли участников и автоматизировать назначение поручений на членов команды (например, эскалировать приказы, запускать и производить согласования, подписывать документы с помощью ЭЦП);
  • настраивать интеграцию с другими системами, в которых работает компания (1C, СФЕРА Курьер и прочими), и подключать необходимые СУБД;
  • удобно взаимодействовать внутри системы: вести обсуждения во встроенном чате, запускать процессы одним нажатием кнопки, редактировать проекты документов онлайн.

Эти и другие функции доступны после настройки процессов  на базе low-code платформы.

Заказать демо

Преимущества Comindware ЭДО

Главными преимуществами являются гибкость и понятность продукта за счет low-code BPM-платформы Comindware, на которой он создан.

За любой задачей, в том числе за работой с документами, стоит человек. Документ рождается и изменяется в ходе взаимодействия и зависит от контекста, поэтому этот процесс нельзя воспринимать статично. Подход к документообороту должен быть гибким и отвечать реальным потребностям сотрудников

– Тимур Давыдов, эксперт по внедрению Comindware ЭДО

Гибкость продукта обеспечивается благодаря облегченной нотации BPMN, с помощью которой в готовое решение можно внести любые изменения и упростить последующую цифровую трансформацию. 

Платформа, в частности, позволяет

  • собрать бизнес-процесс, как конструктор, даже изолированно от общей структуры, не приостанавливая работу системы; 
  • поменять последовательность событий и задействованных документов и исполнителей для конкретной задачи «‎на лету‎‎»‎;
  • индивидуально настроить визуальное отображение данных в схемах, диаграммах и таблицах;
  • назначать права доступа для отдела или каждого сотрудника, чтобы избежать человеческого фактора. 

Понятность достигается с помощью интерфейса, который может повторить любой привычный организации сервис, и автоматического исполнения процессов. Сотрудникам не потребуется заново обучаться при переходе на новую систему ЭДО, а задачи будут выставляться на исполнителей автоматически, управляя документооборотом и предлагая удобное пространство для обсуждения и редактирования документов. 

Платформа использует метод проектирования low-code, поэтому любой специалист, не имеющий специального технического образования, может выстраивать даже сложную архитектуру процессов, не обращаясь к разработчикам или с их минимальной помощью.

Чтобы узнать, как автоматизировать и улучшить процесс документооборота в вашей организации, закажите демонстрацию Comindware ЭДО у эксперта.

Заказать демо



Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Понравилась статья?

Поделитесь ссылкой

Опубликовано:  в разделе СЭД