Блог Comindware
  1. Вы здесь:
  2. Comindware
  3. Библиотека Comindware
  4. Цифровая трансформация
  5. Цифровизация бизнеса в контексте цифровой трансформации

Цифровизация бизнеса в контексте цифровой трансформации

Между понятиями цифровизация бизнеса и цифровая трансформация бизнеса часто возникает путаница. В одном контексте они могут быть синонимами, в другом — обозначать пускай и семантически близкие, но все же неравнозначные понятия. Однако лучше эти понятия разделять в целях большей гибкости мышления, пускай это разделение и будет достаточно условным.

  • цифровизация — применение ИТ-технологий в тех областях, в которых они раньше не применялись;
  • цифровая трансформация — качественные изменения (обычно понимаются глобальные изменения на уровне культуры, общества, экономики, предприятия, государственного управления и т.д.), которые произошли под влиянием цифровизации и ИКТ.

Такое понятийное разграничение позволяет сформулировать тезис: «Цифровизация бизнеса не всегда приводит к цифровой трансформации». Если компания начинает продавать товары в интернете — она автоматически не становится цифровой компанией, «единорогом» и т.д. Нужно что-то еще помимо цифровой витрины.


Comindware banner

История успеха корпорации Dell в этом смысле показательна. Благодаря интернету американская корпорация смогла вывести модель прямых продаж на новый уровень.

  • интернет помог улучшить маркетинговую политику Dell за счет накопления новых данных о поведении покупателей;
  • интернет открывал новые возможности по автоматизации операций, что положительно отразилось на качестве и стоимости обслуживания клиентов;
  • Dell начала координировать через интернет работу поставщиков и партнеров, повысив скорость операций и полноту информации.

То есть бизнес-процессы компании из аналоговых постепенно превращались в цифровые, а следом росла прибыль и доля завоеванного рынка.

Есть и обратные примеры, когда ставка на ИТ оборачивалась грандиозным крахом. Theranos рухнул под грузом амбиций, авантюризма топ-менеджмента и откровенной лжи инвесторам. WeWork служил прикрытием для махинаций Адама Ньюмана, который с большим апломбом выдавал субаренду офисных помещений за новый, невиданный до этого формат социальных сетей. История WeWork больше напоминает сюжет фильма «Волк с Уолл-Стрит», поэтому о закрытии компании и бегстве Ньюмана много писали в иностранной прессе. Однако истории других провалившихся стартапов гораздо более прозаичны. Сайт CBInsight насчитал 219 примеров неудачных проектов в статье «Самые большие и дорогие провалы в истории стартапов», но на деле на них мало кто обратил внимание, во всяком случае за пределами США и ЕС.

Все же история ИТ-стартапов помнит, в первую очередь, успехи. Airbnb и Uber сумели встроиться в модель цифровой экономики, предложив клиентам новые способы потребления привычных услуг. Google разработал бесплатные пользовательские сервисы, которые смог монетизировать за счет рекламы. Примеры можно перечислять бесконечно.

Цифровая трансформация глубже, чем кажется

Само понятие цифровой трансформации включает широкий спектр явлений за пределами ИТ и включает изменения в поведении людей. Смартфоны и социальные сети изменили саму ткань общественной структуры и характер взаимоотношений между людьми, создали принципиально новые формы коммуникации. Автоматизация повлияла на структуру занятости. Это полезно держать в уме, однако наша статья касается только вопросов трансформации бизнеса под влиянием цифровых технологий.

цифровизация бизнеса

Немного об автоматизации

Еще одним аспектом цифровизации, который также вносит путаницу в понятийный аппарат, является автоматизация. Автоматизация — это внедрение информационных технологий с целью освободить человека от рутинных обязанностей. Автоматизация невозможна без цифровизации бизнеса и сама по себе не гарантирует увеличение выручки. Если автоматизировать операции в рамках неэффективного процесса, то прибыль от этого не увеличится, чего не скажешь о расходах на обслуживание ИТ-архитектуры. Ситуация, когда внедрение системы не приносит ожидаемого эффекта, и руководство компании считает, что эффекта нет по вине ИТ-отдела или вендора — не такая уж большая редкость на рынке. Поэтому говорить об автоматизации как единственной цели цифровизации бизнеса, а уже тем более цифровой трансформации, не совсем верно.

Комментарий к определению Минцифры

В своих методических рекомендация Минцифры понимает цифровизацию бизнеса, как «применение цифровых технологий, обеспечивающих повышение эффективности компании и улучшение качества жизни ее сотрудников»..

Это 100 % верный подход, однако такие определения как раз и создают понятийную путаницу, потому что в том же документе Минцифры пишет то же самое, но уже применительно к цифровой трансформации: «Целью цифровой трансформации является повышение эффективности компании от внедрения цифровых технологий во все сферы деятельности».

То есть о цифровизации принято говорить именно в контексте цифровой трансформации: цифривозируем — в смысле создаем условия, чтобы получить долгосрочный и прогнозируемый благоприятный эффект.

Цель цифровизации бизнеса — цифровая трансформация

Термин цифровой трансформации не случайно трактуют исходя из ее конечных целей.

Gartner видит конечную цель в увеличении прибыли:

«Бизнес-модель, которая позволяет создавать ценности и получать доход»

Forrester видит путь к достижению операционного совершенства:

«Трудное путешествие к совершенной, в плане гибкости и скорости принятия решений, цифровой модели управления, которая поможет быстрее адаптироваться к изменениям, раскрыть потенциал технологий для сокращения операционных издержек и освободить людей от рутинных обязанностей».

Минцифры еще менее лаконичен:

«Комплексное преобразование бизнеса, связанное с успешным переходом к новым бизнес-моделям, каналам коммуникаций с клиентами поставщиками, продуктам, бизнес- и производственным процессам, корпоративной культуре, которые базируются на принципиально новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий, с целью существенного повышения его эффективности и долгосрочной устойчивости»

Приведенные трактовки показывают, что ожидания от цифровых технологий достаточно высокие. Что хочет получить бизнес? Поставить CRM за 20 000 рублей, а потом за те же деньги купить лицензию на программу бухгалтерского учета? Это все хорошо и правильно, но если сумма внедрения проекта, не 20 000 рублей, а $1 млн или $2$ млн? Вполне понятно, что бизнес хочет получить максимум отдачи от своих вложений, поэтому ожидания растут по мере удорожания технологий.

Технологии цифровой трансформации: не цель, а средство

Цифровая трансформация вызывает устойчивые ассоциации с внедрением прорывных технологий: облачные сервисы, мобильные технологии, Big Data, социальные медиа, интернет вещей, искусственный интеллект, блокчейн, новые производственные технологии, новые видеотехнологии, виртуальная и дополненная реальность.

Звучит достаточно революционно, однако внедрять прорывные технологии очень дорого и трудно в силу кадровых, инфраструктурных и правовых ограничений. Где найти специалиста по информационной безопасности, чтобы он проверил инновационную систему на наличие программных закладок? Кто этим в принципе должен заниматься? Какая роль в этом процессе ФСТЭК? Какая нормативно-правовая база лежит в основе отношений заказчика, интегратора и регулятора? Типичные вопросы цифровой трансформации.

Практика цифровой трансформации показывает, что сами по себе технологии — это всего лишь один из инструментов построения бизнес-модели. Важно научиться управлять цифровизацией таким образом, чтобы непрерывно увеличивать положительный эффект от внедрения новых решений.

Объект цифровизации бизнеса — бизнес-процессы

Под цифровизацией часто понимают простое внедрение информационных систем, которое должно повысить точность и скорость выполнения определенных операций. Это не совсем верное понимание, которое игнорирует тот факт, что технологии радикально меняют сам характер деловой активности организации, либо подталкивают ее на путь таких изменений.

Уместно снова вспомнить пример с корпорацией Dell. Она не просто начала продавать компьютеры в интернете, но перестроила систему логистики и производства специально под такие продажи. То же самое с компанией Amazon. За покупкой товара в один клик в любой точке мира стоит огромная логистическая махина и сотни тысяч складских рабочих.

Цифровые технологии создают задел на прибыль и получение новых конкурентные преимущества, однако результат зависит от бизнес-процессов. Если процессы останутся аналоговыми, то эффект от внедрения инновационных технологий будет едва заметен. Бизнесу нужна комплексная трансформация, чтобы дополнительная ценность, созданная технологиями, не уменьшалась при транзите внутри или вовне организации, а наоборот увеличивалась.

Чем больше инструментов работают на добавление ценности продукту или услуге, тем лучше. Если один инструмент выиграл время, то другой должен либо сохранить, либо приумножить это преимущество. Цифровизация бизнес-процессов — как раз способ обеспечить беспрепятственный транзит ценностей, которые создают технологии. Однако не все компании, особенно небольшие, могут понять, как такой транзит осуществить. В этом плане интересно рассмотреть цифровую трансформацию госкорпораций.

Цифровизация госкорпораций — эталонный подход

Минцифры разработал для госкорпораций подход к цифровой трансформации, который можно назвать эталонным, поскольку он заточен на преумножение экономических преимуществ за счет накопления изменений в корпоративной культуре:

  • преобразование системы управления и совершенствование механизмов принятия решений;
  • развитие стратегического планирование, повышение качества прогнозов;
  • рост эффективности после внедрения новых решений;
  • развитие конкурентного потенциала;
  • развитие производственного потенциала и т.д.

Механизм цифровизации госкорпораций предполагает поэтапную реализацию проекта, который начинается с разработки стратегии и заканчивается мониторингом результатов внедрения со стороны регулятора. Подход предусматривает создание в рамках корпоративной структуры специальной должности директора по цифровой трансформацииCDTO (Chief Digital Transformation Officer), а также центра цифровых компетенций. По сути этот отдел занимается тем, что обеспечивает максимальную отдачу от вложений в ИТ за счет своей экспертизы.

Однако даже госкорпорации частично отходят от предложенной Минцифры стратегии по цифровой трансформации. Комплексный, стратегически обоснованный подход хорош, когда речь идет о масштабных преобразованиях внутри ИТ-архитектуры — о внедрении новой ERP-платформы, о разработке новых высоконагруженных баз данных, о масштабировании инфраструктуры и т.д. Но в плане ежедневной работы по совершенствованию бизнес-процессов такой подход не очень хорош, кроме того в критических ситуациях приходится импровизировать и что-то менять прямо на ходу. Бизнес-процессы должны сохранять пластичность, чтобы компания могла эффективно развиваться и адаптироваться к новым условиям.

Для малого и среднего бизнеса подход, предложенный Минцифры, просто нецелесообразен в силу слабо развитой организационной структуры и самих задач цифровизации, которые часто имеют ограниченный, локальный характер.

Цифровизация руками бизнеса

Полезно вспомнить уроки промышленной революции. Ее успех во многом заслуга простых рабочих, которые улучшали работу оборудования. Изменения были чаще всего небольшими, однако накапливаясь, они постепенно улучшали производственные процессы: позволяли выпускать больше продукции, улучшали ее качество, повышали безопасность труда и т.д. Естественно, инженеры с профильным образованием также участвовали в оптимизации производства и помогали рабочим с расчетами, корректировали чертежи, меняли способ работы оборудования и так далее. Промышленная революция не шла бы такими темпами, проводись она исключительно сверху, силами одних только инженеров.

То же касается цифровизации. Простые сотрудники также пытаются улучшить свою ежедневную работу — пишут макросы, сами находят приложения и онлайн-сервисы. Это не создает никаких проблем для организаций, в которых работает не больше 15 человек, однако по мере масштабирования бизнеса и усложнения ИТ-архитектуры бесконтрольное подключение сторонних решений создает угрозы информационной безопасности. Руководство компании не управляет такой стихийной цифровизацией и не может извлечь из нее стратегических преимуществ.

Low-code платформа Comindware для цифровой трансформации

Что предлагает компания Comindware в плане цифровой трансформации? Провести цифровизацию бизнес-процессов руками самих сотрудников предприятия с помощью Comindware Business Application Platform. Пусть сотрудники создают бизнес-приложения или участвуют в разработке систем, которые помогают частично автоматизировать отдельные направления работы организации. Те же продажи, закупки, service desk, управление поручениями и т.д. При этом ИТ тоже участвует в разработке на правах интегратора. Разработка систем на Comindware Business Application Platform особенно удобна, если компания уже накопила некоторое количество ИТ-продуктов, но пока не понимает, как их безопасно и быстро объединить в единое целое, чтобы добиться синергии и увеличить экономическую отдачу.

Преимущества Comindware Business Application Platform в русле проблем цифровой трансформации:

  • создает задел для развития цифрового потенциала компании;
  • позволяет проводить цифровизацию бизнес-процессов силами самих сотрудников;
  • создает условия для внедрения прорывных технологий;
  • повышает отдачу от вложений в информационную инфраструктуру;
  • поддерживают планомерное совершенствованию бизнес-процессов организации;
  • позволяет создать полностью цифровую компанию;
  • помогает малому бизнесу приблизиться к уровню цифровизации крупных компаний;
  • помогает крупным компаниям достичь операционного совершенства.

Заказать демо Comindware Business Application Platform и узнать, как быстро трансформировать свой бизнес в условиях высокой турбулентности.

Заказать демо



Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Понравилась статья?

Поделитесь ссылкой

Опубликовано:  в разделе Цифровая трансформация