Простое управление бизнес-правилами (Business Rules Management)
06.07.2022 · Время на прочтение: ~ 4 мин. · Актуальность: 29.08.2022
Бизнес-правила (Business Rules Management) — это методические указания, которые обеспечивают правильность принятых решений при выполнении задач за счет того, что, устанавливают четкий порядок действий для заранее известных условий.
Представьте, что вы можете автоматизировать алгоритм принятия решений в такой области, как донорство крови, и быть уверенным в безошибочном результате.
Большинство решений, принимаемых в бизнесе, не столь драматичны, но от это они не перестают быть менее комплексными. Даже бизнес-процесс найма сотрудников подразумевает несколько сценариев. Может ли чат-бот ответить на вопросы соискателя или нужна консультация HR-менеджера? Если HR-менеджер вынужден вмешаться, какие действия он должен совершить? Как соискатель и сотрудник отдела кадров должны взаимодействовать друг с другом, чтобы прийти к обоюдовыгодному результату?
Интеллектуальная автоматизация бизнес-процессов складывается из решения таких небольших задач, которые должны быть точно описаны и соответствующим образом автоматизированы. Но для этого нужно учитывать факторы, которые влияют на результаты принятых решений. Такими факторами могут стать требования регуляторов, состояние рынка, история покупок клиента и т.д.
Основой автоматизации выступают бизнес-правила — BRM (Business Rules Management). Для моделирования таких правил существуют специальные методологии и системы, т.н. BRMS (Business Rules Management Systems). Международный консорциум OMG даже предложил свой стандарт для описания бизнес-правил на основе семантики естественного языка — Semantics of Business Vocabulary and Business Rules.
Как бизнес-правила устроены изнутри?
С формальной точки зрения бизнес-правила состоят из двух элементов:
- Условия — описывают ситуацию, в которой нужно предпринять определенные действия.
- Действия — описывают, что должно произойти в ответ на заданные условия.
Самый очевидный пример, знакомый каждому, это оформление покупки в интернет-магазине, когда алгоритм автоматически определяет при каких условиях покупатель получит бесплатную доставку.
Сценарий 1- условия — сумма товаров в корзине меньше 1000 рублей;
- действия — оформить платную доставку.
- условия — сумма товаров в корзине больше 1000 рублей;
- действия — оформить бесплатную доставку.
Формализация бизнес-правил позволяет компаниям автоматизировать алгоритмы принятия решений с помощью набора последовательных логических операций, которые можно применять для автоматизации процессов в различных системах. Бизнес-правила указывают системе, что она должна сделать в каждом конкретном случае — когда запустить процесс, когда его оставить, какие действия совершить по ходу самого процесса.
Описать бизнес-правила не всегда просто. Даже в простых ситуациях, таких как оформление заказа в интернет-магазине, можно принять до 10 различных решений в зависимости от условий доставки, оплаты, наличия или отсутствия скидочной карты и т.д. В секторах экономики, где регуляторы играют значительную роль, логика принятия решений будет еще более многофакторной. Процессы скоринга в финансовом секторе и андеррайтинг в секторе страхования предполагают проверку на фрод и ликвидность, а это огромное количество дополнительных факторов для логического анализа.
Поэтому появилась потребность в отдельных системах или инструментах для создания бизнес-правил с учетом их повторяемости, достоверности и применимости в системах автоматизации. Достоинство Comindware Business Application Platform как раз в том, что платформа поддерживает функциональность систем для управления бизнес-правилами на уровне сценариев. Их можно создавать в простом визуальном редакторе.
Что такое BRMS?
BRMS — это система, которая управляет бизнес-правилами. Система упрощает поддержку полного жизненного цикла таких правил, начиная от проектирования и хранения до управления изменениями на уровне бизнес-архитектуры.. Когда чаще всего используют отдельную BRMS? Вот несколько типовых ситуаций.
- самописные решения — не все BPMS поддерживают инструменты для работы с бизнес-логикой. Camunda — это по сути один процессный движок для программистов, к нему нужно еще добавить базу данных и процессную логику. Каждый раз переписывать строки кода, чтобы изменить алгоритм принятия решений, неудобно, поэтому можно взять готовый инструмент из репозитория.
- «лоскутная автоматизация» — функции автоматизации выполняют разные системы — CRM, SRM, RPA и далее по списку. Если логика процесса изменилась, то программисту придется лезть в каждую из этих систем по отдельности, что тоже неудобно.
- «убийственная сложность» — бизнес-правил может быть банально слишком много, как в случае с тем же андеррайтингом и скорингом, тогда не имеет смысла прятать бизнес-логику глубоко в программный код.
BRMS часто выступают в связке с BPMS, и еще в 2012 году считалось, что одно невозможно без другого. BPMS служили для проектирования процессов, а BRMS использовались для автоматизации отдельных задач. В Comindware Business Application Platform BRM изначально является частью платформы. Все сценарии автоматизации рассматриваются в контексте сквозных бизнес-процессов, а элементы управления бизнес-логикой реализованы в том числе на уровне low-code настроек.
Преимущества low-code автоматизации
В Comindware Business Application Platform бизнес-правила можно создавать без навыков программирования с помощью инструмента «Сценарии». Поэтому уже на этапе создания MVP, часть задач можно автоматизировать на основе алгоритмов, созданных самими пользователями.
- меньше нагрузка на ИТ — алгоритмы принятия решений моделируют люди бизнеса уже на этапе разработки пилотной версии продукта;
- более точные решения — поскольку логикой автоматизации управляют сами пользователи, то они могут быстро реагировать на изменения внешних условий, не касаясь программного кода;
- предсказуемые результаты — сценарии можно тестировать прямо во время работы системы. Изменили, посмотрели на результат, внесли исправления, работаем дальше.
- сокращение рутинных операций — система автоматически принимает решения с учетом внешних факторов, освобождая человека от необходимости самому вникать в детали операций;
- непрерывная автоматизация — пользователи сами могут автоматизировать рутинные операции, не дожидаясь помощи от ИТ, поэтому процессы непрерывно совершенствуются.
BRM и пользователи-вандалы
Логично услышать возражение от ИТ-отдела:«А что если пользователи возьмут и все сломают. Ведь у нас бизнес-правила действуют по всей организации, поэтому меняя их только на локальном участке можно разрушить вообще всю бизнес-архитектуру». В этом есть доля правды, но Comindware Business Application Platform рассчитана на автоматизацию сквозных бизнес-процессов, за которые раньше отвечали разные системы. Это позволяет постепенно отказаться от BRMS (хотя бы на некоторых участках) и не хранить бизнес-правила отдельно от процессов. Вы можете сразу изменить алгоритм автоматизации и, протестировав процесс от начала до конца, увидеть результат.
В таком случае локальные изменения будут менее критичными, но более предсказуемыми и контролируемыми. В то же время ИТ-отдел сохраняет контроль над изменениями на уровне пользовательских ролей. Вы сами решаете, кому из сотрудников можно редактировать бизнес-правила.
Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой
Опубликовано: в разделе Выбор решений