Виды закупок — государственные и коммерческие
09.07.2022 · Время на прочтение: ~ 4 мин. · Актуальность: 10.07.2024
Закон устанавливает виды закупок только для государственных организаций и компаний с государственным участием. Остальные организации могут закупать нужную продукцию любым способом, если это не противоречит положениям гражданского и уголовного кодексов.
В статье дана классификация основных видов государственных закупок с небольшими комментариями, а также приведены способы закупок на предприятиях коммерческого сектора.
Государственные закупки
44-ФЗ регулирует закупки госучреждений, а 223-ФЗ закупки компаний с государственным участием. Любую государственную закупку можно квалифицировать по 4 способам проведения:
торговая и неторговая;
открытая и закрытая.
Например, компания проводит закрытый электронный аукцион по 223-ФЗ. Аукцион по умолчанию относится к конкурентным и торговым процедурам отбора поставщиков, однако может проводиться в электронном и бумажном виде, а также открытым и закрытым способом.
У каждого способа закупки существуют свои правила. В этом плане 223-ФЗ накладывает гораздо меньше ограничений на закупщиков, чем 44-ФЗ. В частности госкомпании могут самостоятельно определять иные конкурентные и неконкурентные способы отбора поставщиков. Например, состязательные переговоры. Однако 223-ФЗ прямо обязывает госкомпании указывать в своем положении о закупке условия выбора того или иного способа отбора поставщика наряду с теми, что уже установлены законом.
Организации, находящиеся в сфере влияния 44-ФЗ, такой свободы лишены и вынуждены использовать только те виды закупок, которые прямо предписаны законом. Их всего 8.
Конкурентные способы отбора | Неконкурентный способ отбора | |
Открытые | Закрытые | Закупка у единственного поставщика |
Электронный аукцион | Закрытый аукцион | |
Открытый электронный конкурс | Закрытый конкурс | |
Электронный запрос котировок | Закрытый аукциона в электронной форме | |
Закрытый конкурс в электронной форме |
Конкурентные и неконкурентные закупки
В 44-ФЗ описан всего лишь один вид неконкурентной процедуры — закупка у единственного поставщика, которую можно провести только в случаях, установленных законом. Их не так уже и мало — порядка 60 пунктов (некоторые утратили силу), однако госучреждения все равно чаще используют конкурентные способ отбора — до 63 % всех контрактов по 44-ФЗ в 2021 году заключены в результате электронного аукциона. Стоит отметить, что ч.12 статьи 93 разрешает приобретать товары у единственного поставщика по упрощенной процедуре, если сумма контракта не превышает 3 млн рублей.
В 223-ФЗ ситуация иная — в 2021 году больше половины контрактов заключены в результате закупок у единственного поставщика. Такой формат более удобен для госкомпаний, поскольку организация конкурентных процедур требует специальной методической подготовки и занимает много времени, а также накладывает некоторые ограничения на закупщика. (см. таблицу)
У госкомпаний гораздо больше возможностей проводить именно неконкурентные закупки. Что же касается самого понятия конкурентности, то оно имеет не столько экономический, сколько юридический смысл. 223-ФЗ прямо указывает на критерии, которым должны соответствовать конкурентные закупки:
Информация размещена в ЕИС, или направлены прямые приглашения не менее двум участникам, если размещение информации в ЕИС невозможно.
Созданы условия для честной конкуренции между всеми участниками отбора.
Выполнены требования ч. 6.1 ст.3 223-ФЗ применительно к описанию предмета закупки.
Несоблюдение хотя бы одного из этих условий автоматически делает закупку неконкурентной, однако это часто имеет минимальные юридические последствия для компаний, поскольку 223-ФЗ содержит минимум ограничений по выбору того или иного способа заключения контракта с поставщиком.
Торговые и неторговые закупки
Для 44-ФЗ фактически не предусмотрено каких-либо иных конкурентных процедур, кроме торговых. В 223-ФЗ существуют свои тонкости.
К торговым процедурам относятся только конкурсы, аукционы, запросы котировок и запросы предложений. Иные процедуры конкурентного отбора будут считаться уже неторговыми, и в этом есть небольшая хитрость. Дело в том, что ст. 447 и ст. 448 ГК РФ обязывают заказчика заключить договор с победителем торгов. Кроме того, закон устанавливает минимальные сроки размещения документации о закупке в ЕИС для всех торговых процедур. Заказчику это невыгодно, так как он не может заключить быстрый контракт или отказаться от его заключения с победителем торгов. Неторговые процедуры накладывают на заказчика меньше подобных обязательств, поэтому выглядят более предпочтительными. Однако неторговые процедуры отбора можно использовать не всегда. Например, в случае закупок у СМСП контракты должны быть заключены только по результатам электронных торгов.
Электронные и бумажные закупки
Речь идет о форме документооборота. В 44-ФЗ бумажный документооборот можно использовать в тех случаях, когда документация о закупке содержит государственную тайну. Во всех остальных случаев предписана электронная форма документооборота.
Для 223-ФЗ таких жестких ограничений не существует, за исключением двух случаев:
закупки у СМСП;
приобретение продукции из перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной в форме
В остальных случаях компании могут выбирать между электронным и бумажным документооборотом. Интересно, что в бумажной форме заключается большая часть контрактов с единственным поставщиком — 70 % от всех таких контрактов в 2021 году.
Закрытые и открытые закупки
Все закупки, сведения о которых запрещено публиковать в ЕИС, проходят в закрытом режиме. Это равно справедливо и для 44-ФЗ, и для 223-ФЗ. В основном это касается контрактов, заключенных в сфере оборонного заказа и космической отрасли. Для 44-ФЗ основания для проведения закрытых процедур отбора указаны в статье 24 ч. 11 и 12. Для 223-ФЗ и 44-ФЗ правительство может определять список товар, поставщиков и организаций, сведения о которых нельзя публиковать в ЕИС, даже если они не составляют государственной тайны.
Если кратко резюмировать положения законов, то закупка должна проходить в открытом режиме, если обратное не установлено законом. То есть если организация будет приобретать товары в закрытом режиме без веских на то оснований, то ФАС сочтет это нарушением.
Коммерческие закупки
В отличие от государственных организаций предприятия расходуют свои деньги, поэтому могут закупать продукцию так, как им это удобно и выгодно. Главное, выполнять положения гражданского и налогового кодекса. Например, если поставщик не выполнит условий контракта по каким-то причинам, то у налоговой инспекции могут возникнуть подозрения, а не была ли сделка фиктивной?
В целом частные компании выстраивают иначе, чем госкомпании, свои отношения с поставщиками. Во-первых, предприятия нацелены на длительные отношения с поставщиками, во-вторых, на стандартизацию этих отношений в части условий поставок. Например, выполнение требований по упаковке, по документации грузов, по сопровождению и трекингу и так далее. Договоры часто бывают долговременными с оплатой по факту получения товара. Например, розничной сети магазинов невыгодно каждый раз заключать договоры с поставщиком, который привозит продукцию по требованию менеджера, поэтому логично заключить рамочный договор.
Автоматизация разных видов закупок
В 10-ые годы крупные компании, такие как Газпром и Аэрофлот, использовали собственные электронные площадки для закупок, которые еще называют кэптивными, хотя термин встречается все реже.
Сейчас госкомпании и госучреждения обязаны проводить большинство закупок на внешних ЭТП и размещать сопроводительную документацию в ЕИС. Даже предприятия коммерческого сектора проводят все те же электронные конкурсы либо на ЭТП, либо на собственных торговых площадках.
За юридическими тонкостями легко упустить прямой экономический эффект, который стоит за выбором той или иной закупочной процедуры. Требования регуляторов, хотя и создают благоприятные условий для бизнеса в стране, все же вызывают немалые трудности у закупщиков и продавцов. Рациональная организация процесса помогает компаниям извлечь максимум эффекта из конкурентных процедур отбора поставщиков и видеть в 223-ФЗ и 44-ФЗ не препятствия, а новые возможности для оптимизации своей закупочной деятельности.
Comindware Управление закупками создана для оптимизации закупочного процесса в государственных и коммерческих организациях — например, при цифровизации промышленности, как лёгкой, так и тяжёлой, или автоматизации процессов торговли. Основной фокус сделан на контроле процессов, которые можно настроить с учётом регламентов организации. Это можно быстро сделать с помощью простых инструментов, которые будут понятны любому специалисту по закупкам.
автоматизация планирования от сбора заявок до подготовки к закупочным процедурам;
работа с поставщиками от квалификации до контроля поставок;
поддержка полного цикла ЭДО;
порталы поставщиков с поддержкой электронных аукционов и конкурсов;
поддержка справочников.
Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой
Опубликовано: в разделе Закупки