Как правильно использовать реинжиниринг бизнес-процессов
25.12.2020 · Время на прочтение: ~ 4 мин. · Актуальность: 25.12.2020
Реинжиниринг бизнес-процессов может использоваться в двух случаях:
Максимально просто передать суть реинжиниринга можно в виде следующей схемы:
Хотя на словах всё достаточно просто, но опыт показывает, что реинжиниринг часто оказывается весьма «травматичным» для существующей схемы работы предприятия и его привычных устоев. Он не предполагает «декоративного ремонта», а требует системного и комплексного подхода. Именно желание сохранить какие-то элементы прежней схемы чаще всего становятся препятствием для полноценного реинжиниринга.
Эффективность реинжиниринга может быть очень высокой, особенно если он сочетается с использованием современных BPMS систем. Например, компании IBM он помог повысить производительность труда в 100 раз, а компания Форд на три четверти сократила число своих сотрудников в отделе поставок. В большинстве случаев реинжиниринг предполагает длинный и непростой путь развития компании, но если она его пройдёт, то может достичь действительно заметных результатов.
Простая модернизация, как правило, касается отдельных элементов – например, технического оснащения склада. Проводится она сравнительно быстро (на монтаж оборудования будет затрачена пара недель). Работа склада после этого ускоряется, но существенно не меняется: те же самые действия просто затрачивают меньше времени.
Реинжиниринг предполагает другое мышление, которое не опирается на уже имеющиеся структуры и процессы в компании. Задача здесь – оптимизировать бизнес-процессы, опираясь на то, что важно для клиента. В той же ситуации со складом может оказаться так, что вместо его модернизации эффективнее будет арендовать ещё один склад или использовать ещё более неожиданные решения.
Поэтому при сохранении главной цели, ставятся конкретные задачи: увеличение числа клиентов, либо увеличение числа обращений от каждого клиента, или же снижение затрат на конкретные процессы – например, доставку продукции в магазины.
Крайне важна правильная постановка задачи. «Увеличить вместимость грузовика, не увеличивая его габариты», «уменьшить затраты на содержание бухгалтерии из 46 человек» – задачи, нерешаемые по определению. Если же мы будем говорить о том, как перевозить за один рейс больше груза, то уже могут прийти идеи: использовать несколько машин, или машину с прицепом. В случае с бухгалтерией решением может стать атусорсинг бухгалтерских услуг или существенная трансформация работы отдела, или части замена сотрудников и ПО.
На втором этапе фиксируется текущая схема бизнес-процессов компании, причём обязательно вычисляется, сколько времени и ресурсов потребляет каждый этап. Такой подсчёт позволяет сразу увидеть наиболее «узкие» и проблемные места.
Далее происходит построение идеальной схемы, а затем – поиск решений для её реализации, например системы BPM.
Практика показывает, что с технологическими решениями, такими как BPMS, сложностей обычно не бывает. Большой проблемой является то, что реинжиниринг требует больших финансовых вложений на трансформацию предприятия и происходит не мгновенно.
Ещё более серьёзной сложностью может стать нежелание персонала, а часто и самого руководства, идти по этому пути до конца. Первые трудности пугают и заставляют повернуть назад, а первые удачи наводят на мысль о том, что можно уже остановиться – и в обоих случаях процесс не доходит до конца.
Только решимость и понимание необходимости комплексных образований позволяют руководству донести эти идеи до каждого сотрудника, в чём главный залог успеха реинжиниринга.
Идея реинжиниринга пугает многих тем, что требуется резкий, “революционный” переход от модели “так, как есть сегодня” к новой, “идеальной” модели. В итоге бизнес получает большую “встряску”, которая может на какое-то время вообще выбить его из колеи.
Другая проблема: составление моделей “как есть” и “как надо” затрачивает много времени, и пока оно происходит, в реальности обе модели уже поменялись. То есть, бизнес работает уже не совсем так, как описано в первой модели, а цели его трансформации отличаются от описанных во второй. В итоге, нужно реформировать модели, начиная эту работу чуть ли не с начала.
Выходом становится отказ от перехода от прежних принципов к новым “за один шаг”. Вместо этого всё чаще используется последовательное внесение изменений в отдельные бизнес-процессы или этапы работы бизнеса, с последующим отслеживанием результатов и корректировкой стратегии. Такой подход позволяет осуществить более плавный переход. А самое главное, для того, чтобы начать и сделать первый шаг в данном направлении, требуется гораздо меньше времени и ресурсов.
- Для планового развития предприятия, с целью повышения его эффективности.
- Для предотвращения краха компании, у которой накопилось много проблем.
Суть реинжиниринга бизнес-процессов
Реинжиниринг бизнес-процессов является настолько всесторонним действием, что он должен происходить на всех уровнях и включает в себя:- Изменение рабочих регламентов для сотрудников.
- Перестроение протекающих внутри компании процессов.
- Реформу структуры предприятия или конкретных отделов.
- Переосмысление целей и миссии компании.
- Изменение мышления сотрудников и руководства.
- Автоматизацию с использованием BPM-систем.
Максимально просто передать суть реинжиниринга можно в виде следующей схемы:
- Постановка конкретных задач.
- Анализ существующей модели работы.
- Создание новой модели работы (идеальной).
- Просчёт изменений, необходимых для перехода на новую модель.
- Внесение этих изменений.
Хотя на словах всё достаточно просто, но опыт показывает, что реинжиниринг часто оказывается весьма «травматичным» для существующей схемы работы предприятия и его привычных устоев. Он не предполагает «декоративного ремонта», а требует системного и комплексного подхода. Именно желание сохранить какие-то элементы прежней схемы чаще всего становятся препятствием для полноценного реинжиниринга.
Эффективность реинжиниринга может быть очень высокой, особенно если он сочетается с использованием современных BPMS систем. Например, компании IBM он помог повысить производительность труда в 100 раз, а компания Форд на три четверти сократила число своих сотрудников в отделе поставок. В большинстве случаев реинжиниринг предполагает длинный и непростой путь развития компании, но если она его пройдёт, то может достичь действительно заметных результатов.
Обычная модернизация или реинжиниринг?
Казалось бы, и то и другое приводит к похожим результатам: повышение показателей эффективности, улучшение работы предприятия. Но разница очень существенна.Простая модернизация, как правило, касается отдельных элементов – например, технического оснащения склада. Проводится она сравнительно быстро (на монтаж оборудования будет затрачена пара недель). Работа склада после этого ускоряется, но существенно не меняется: те же самые действия просто затрачивают меньше времени.
Реинжиниринг предполагает другое мышление, которое не опирается на уже имеющиеся структуры и процессы в компании. Задача здесь – оптимизировать бизнес-процессы, опираясь на то, что важно для клиента. В той же ситуации со складом может оказаться так, что вместо его модернизации эффективнее будет арендовать ещё один склад или использовать ещё более неожиданные решения.
Реинжиниринг бизнес-процессов на практике
На самом первом этапе ставятся конкретные задачи. Понятно, что итоговая цель у каждой компании одна – получить больше прибыли. Однако увеличить прибыль можно как за счёт получения большего дохода, так и за счёт сокращения расходов, разницы никакой нет.Поэтому при сохранении главной цели, ставятся конкретные задачи: увеличение числа клиентов, либо увеличение числа обращений от каждого клиента, или же снижение затрат на конкретные процессы – например, доставку продукции в магазины.
Крайне важна правильная постановка задачи. «Увеличить вместимость грузовика, не увеличивая его габариты», «уменьшить затраты на содержание бухгалтерии из 46 человек» – задачи, нерешаемые по определению. Если же мы будем говорить о том, как перевозить за один рейс больше груза, то уже могут прийти идеи: использовать несколько машин, или машину с прицепом. В случае с бухгалтерией решением может стать атусорсинг бухгалтерских услуг или существенная трансформация работы отдела, или части замена сотрудников и ПО.
На втором этапе фиксируется текущая схема бизнес-процессов компании, причём обязательно вычисляется, сколько времени и ресурсов потребляет каждый этап. Такой подсчёт позволяет сразу увидеть наиболее «узкие» и проблемные места.
Далее происходит построение идеальной схемы, а затем – поиск решений для её реализации, например системы BPM.
Что требуется для успешного реинжиниринга
Реинжиниринг бизнес-процессов сможет принести свои плоды, лишь если выполнены все условия:- Готовность персонала и сотрудников к изменениям.
- Наличие достаточных ресурсов и времени.
- Технологические решения.
Практика показывает, что с технологическими решениями, такими как BPMS, сложностей обычно не бывает. Большой проблемой является то, что реинжиниринг требует больших финансовых вложений на трансформацию предприятия и происходит не мгновенно.
Ещё более серьёзной сложностью может стать нежелание персонала, а часто и самого руководства, идти по этому пути до конца. Первые трудности пугают и заставляют повернуть назад, а первые удачи наводят на мысль о том, что можно уже остановиться – и в обоих случаях процесс не доходит до конца.
Только решимость и понимание необходимости комплексных образований позволяют руководству донести эти идеи до каждого сотрудника, в чём главный залог успеха реинжиниринга.
Идея реинжиниринга пугает многих тем, что требуется резкий, “революционный” переход от модели “так, как есть сегодня” к новой, “идеальной” модели. В итоге бизнес получает большую “встряску”, которая может на какое-то время вообще выбить его из колеи.
Другая проблема: составление моделей “как есть” и “как надо” затрачивает много времени, и пока оно происходит, в реальности обе модели уже поменялись. То есть, бизнес работает уже не совсем так, как описано в первой модели, а цели его трансформации отличаются от описанных во второй. В итоге, нужно реформировать модели, начиная эту работу чуть ли не с начала.
Выходом становится отказ от перехода от прежних принципов к новым “за один шаг”. Вместо этого всё чаще используется последовательное внесение изменений в отдельные бизнес-процессы или этапы работы бизнеса, с последующим отслеживанием результатов и корректировкой стратегии. Такой подход позволяет осуществить более плавный переход. А самое главное, для того, чтобы начать и сделать первый шаг в данном направлении, требуется гораздо меньше времени и ресурсов.
Подписаться
авторизуйтесь
0 комментариев
Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой
Опубликовано: в разделе BPMS, Бизнес-процессы, Мир процессов