Система управления поставками и цепями поставок
26.07.2024 · Время на прочтение: ~ 5 мин. · Актуальность: 26.07.2024
Для управления цепями поставок используют различные классы информационных систем от ERP до TMS. Мы предлагаем взглянуть на управление цепями поставок, как на связанные друг с другом бизнес-процессы, которые можно автоматизировать с помощью low-code платформы. Преимущество предложенного подхода к автоматизации — сокращение затрат на обслуживание информационных систем.
Что такое SCM?
Supply chain management (SCM), или управление цепями поставок — это совокупность координационных механизмов и процессов, которые обеспечивают доставку продукции до конечного потребителя с минимальными логистическими издержками.
Концепция SCM охватывает все этапы жизненного цикла товара — от разработки продукта до его продажи конечному потребителю. В цепочку поставок входят поставщики сырья, производитель самой продукции, многочисленные посредники. Все участники взаимодействуют друг с другом в рамках материальных, финансовых и информационных потоков.
Основная цель управление цепочками поставок — снизить расходы на логистику, чтобы повысить конкурентоспособность продукции на рынке, сделав ее доступней и дешевле для клиента.
Управление цепочками поставок обычно разделяют на три уровня:
Стратегический уровень включает в себя определение стратегии цепочки поставок, выбор поставщиков, разработку продуктов и услуг, а также установление стандартов качества. Все эти решения будут иметь значения в долгосрочной перспективе.
Тактический уровень — на этом уровне разрабатываются планы и процедуры, помогающие достичь стратегических целей, что включает планирование производства, закупок, логистики и управления запасами.
Операционный уровень — уровень ежедневных операций, необходимых для поддержания цепочки поставок, направленных на управление складами, обработку заказов, доставку товаров и обслуживание клиентов.
Функции SCM
На управление цепочками поставок влияют множественные факторы, которые могут спровоцировать появление проблем: нестабильность рынка, недостаточная надежность поставщиков, неэффективная логистика и неправильное управление запасами могут привести к задержкам поставок, низкому качеству товаров и увеличению затрат.
Функции управления цепочками позволяют компаниям эффективно управлять ресурсами и процессами, адаптируясь к новым условиям и требованиям.
К ним относятся:
- Планирование и прогнозирование спроса
Определение потребностей клиентов и планирования производства и закупок на основе этих данных, анализ исторических данных о продажах, прогнозирование будущих тенденций и учёт сезонных колебаний.
- Управление запасами
Оптимизация уровня запасов, контроль за расходами на хранение и обеспечение своевременной доставки товаров клиентам.
- Управление поставщиками
Важной частью SCM является выбор и управление поставщиками, оценка надёжности поставок и стоимости.
- Логистика
Транспортировка товаров от поставщиков до конечных потребителей, выбор наиболее эффективного маршрута, оптимизация затрат на перевозку и управление складскими операциями.
- Управление рисками
Речь идёт о таких рисках, как задержки поставок, проблемы с качеством продукции или изменения рыночной конъюнктуры.
- Анализ данных
Для принятия решений необходимо анализировать большие объемы данных о продажах, запасах, поставках и затратах.
- Взаимодействие с клиентами
Обработка заказов, управление возвратами и обслуживание клиентов для повышения их лояльности и удовлетворенности сервисом.
- Управление проектами
Управление проектами требуется при внедрении новых технологий или оптимизация процессов.
- Обучение и развитие персонала
Обучение и развитие персонала необходимо для эффективного выполнения своих задач.
- Контроль качества
Контроль на всех этапах цепочки поставок, начиная от выбора поставщиков и заканчивая доставкой товаров клиентам.
Методы реализации управления цепочками поставок
Методы реализации концепции SCM представляют собой различные подходы к организации и управлению процессами в цепочке поставок.
Перечислим некоторые из них:
- Информационный подход использует информационные технологии для сбора, анализа и обработки данных о цепочке поставок.
- Организационный подход учитывает организационную структуру компании и ее взаимодействие с другими участниками цепочки поставок.
- Системный подход предполагает рассмотрение всей цепочки поставок как единой системы, где элементы взаимосвязаны и влияют друг на друга.
- Процессный подход фокусируется на последовательности операций, необходимых для достижения целей SCM.
и другие.
Процессный подход к управлению цепочками поставок является одним из ключевых методов реализации SCM и помогает выявить слабые места в цепочке поставок и принять меры по их устранению.
Что такое процессный подход к управлению цепочками поставок?
Процессный взгляд на SCM — это взгляд на сеть интегрированных друг с другом бизнес-процессов. Бизнес-процессы — это последовательность действий и операций, направленных на превращение ресурсов в результат, например, закупку материалов у поставщика.
Сток и Ламберт в книге «Стратегическое управление логистикой» приводят следующую классификацию типовых логистических бизнес-процессов:
- управление взаимоотношениями с потребителями;
- обслуживание потребителей;
- управление спросом;
- управление выполнением заказов;
- управление производством/операциями;
- управление снабжением;
- разработка продукта и доведение его до коммерческого использования;
- управление возвратными материальными потоками.
Однако это только абстракция. Дело в том, что каждая компания имеет свои уникальные логистические процессы, которые интегрированы в рамках цепочки создания ценности.
Связь логистических бизнес-процессов и стратегии предприятия
Вспомним классическую модель SWOT-анализа. У каждой компании есть свои сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. Внешние и внутренние факторы определяют на стратегию организации, которая уже влияет на организационную структуру, сотрудников компании, финансовые потоки, технологии и другие элементы системы управления.
Например, способы сбыта продукции определяют модель взаимодействия с потребителем, а также откладывает отпечаток на другие процессы.
- Доставка продукции через интернет требует взаимодействия с большим числом посредников, а также большого количества логистических узлов, которыми надо управлять.
- Доставка продукции напрямую потребителю по заранее заключенным договорам требует проработанных процедур планирования, а также отлаженной производственной логистики.
Также нужно учесть, что у каждой компании свои цели. Кто-то стремится стать ближе к потребителю, кто-то нацелен на сокращение издержек, а кто-то занимается интеграцией поставщиков. Огромную роль в реализации логистической стратегии играют информационные системы.
Системы для управления цепочками поставок
Систем для автоматизации управления логистикой существует огромное множество. Нет такой системы, которая могла бы управлять всеми цепями поставок, а также автоматизировать все логистические функции. Компании вынуждена последовать внедрять решения и технология, чтобы автоматизировать часть функций и процессов.
Наверное, самым известным продуктом для автоматизации цепей поставок являются платформы SAP и Oracle. Эти компании дают возможность выстроить вокруг ERP-ядра отдельные модули или решения для автоматизации функций и процессов.
- управление заказами (Order Management System),
- управление складом (Warehousing Management Systems),
- системы синхронизации планирования (Advanced Planning and Scheduling),
- управление перевозками (Transportation Management Systems),
- АСУ ТП (Manufacturing Execution System),
- управление взаимоотношением с клиентами (Customer Relationship Management),
- управление взаимоотношением с поставщиками (Supplier Relationship Management).
Однако любая сложная ИТ-архитектуры создает ряд проблем, которые обострились после ухода с российского ИТ-рынка иностранных компаний.
- Трудности с поиском российских аналогов продукции SAP, Oracle, IBM и других иностранных компаний.
- Внедрение новых продуктов — это всегда трудоемкий, долгий процесс, который несет скрытые риски.
- Высокие затраты на интеграцию и обслуживание систем.
- Проблемы с оценкой эффективности вложений в ИТ-архитектуру.
- Сложности с управлением бизнес-процессами.
- Необходимость создавать дополнительные центры компетенций, чтобы обучать персонал и помогать ему в работе.
- Трудоемкость подготовки управленческой отчетности.
Автоматизация бизнес-процессов в SCM
В рамках управления цепями поставок всегда можно выделить один сквозной бизнес-процесс — от закупки производственных материалов до доставки готовой продукции потребителю. Такой процесс можно декомпозировать на отдельные составляющие:
- управление складскими запасами,
- разработка новой продукции,
- прогнозирование потребительского спроса,
- закупка материалов,
- управление циклом заказа: транспортировка, складирование, обработка грузов,
- контроль качества логистических операций. и т.д.
Как правило процесс — это комбинация бизнес-функций, информационных систем и людей, который объединены по принципу производственного конвейера. Для его нормальной работы нужны интеграционные и координационные механизмы. Такими механизмами являются системы управления бизнес-процессами (Business Process Management System).
BPMS позволяют спроектировать модель бизнес-процесса, чтобы стандартизировать правила передачи информации от одного участника к другому. Например, один сотрудник отправляет заявку на приобретение материалов, затем система автоматизации склада проверяет товарные остатки, после чего заявка поступает в отдел логистики и так далее по модели процесса.
Существенным недостатком BPMS является тот факт, что такие системы не автоматизируют отдельные бизнес-функции, поэтому уступают специализированным логистическим системам по своим функциональным возможностям. Это проблему позволяют исправить low-code платформы.
Гибкая система управления поставками
Low-code BPMS, такие как Comindware Business Application Platform, позволяют создавать бизнес-приложения, практически не работая с кодом. Такие платформы позволяют управлять любыми процессами в рамках цепочки поставок, а также служат основой для интеграции систем.
Например, в платформе можно создать бизнес-приложение для управления работой с различными партнерами, включая тех, кто предоставляет материалы, участвует в распространении и поддержке продуктов и услуг.
Пример функциональных возможностей Comindware Управление закупками, которая была полностью создана в платформе силами одного бизнес-аналитика:
- Отслеживания условий поставки
- Управления изменениями
- Хранения документов и данных о поставщиках
- Согласования условий договоров и управления контрактами
- Сбор заявок на проведение закупок
- Составление план-графика закупок
- Утверждение бюджетов
- Проверка складских остатков
- Решение для управления поставками и цепочками поставок
Решения, созданные при помощи Comindware Business Application Platform, способны управлять именно цепочкой поставок, а не отдельными процессами, функциями или объектами. При этом в платформе можно сделать аналог для замены модулей, созданных на основе иностранных систем.
Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой
Опубликовано: в разделе Решения