Конечная стоимость закупки складываться из затрат на приобретение, перевозку и хранение продукции. Основная задача закупочной логистики — приобретать предметы снабжения, стараясь свести к минимуму логистические издержки.
Оптимизировать закупочную логистику можно за счет качественного планирования, правильного выбора стратегии и оптимизации бизнес-процессов. Рассказываем, как улучшить свои цепочки поставок.
Закупочная логистика как процесс
Закупочная логистика — обеспечение непрерывного поступления материалов, товаров и ресурсов, необходимых для основной деятельности организации. Логистика распределения (сбыта) и логистика закупок — это по сути одна функция в цепочке поставок. На одном ее конце находится производитель, на другой — потребитель. Отсюда преимущества интеграции поставщиков, ведь цепочка поставок по сути общая, ее выгодно оптимизировать всем участникам.
Приведем основной список целей и задач закупочной логистики.
Цели закупочной логистики
- удовлетворение потребностей предприятий в товарах, услугах и материалах;
- поддержка непрерывной операционной деятельности предприятия;
- сокращение себестоимости продукции за счет уменьшение общих логистических расходов;
- соблюдение требований к качеству производственных материалов;
- управление поставщиками.
Задачи закупочной логистики
Информационные задачи |
|
Задачи реализации |
|
Задачи координации |
|
Задачи контроля |
|
Основная идея логистики в том, чтобы эффективно согласовать все действия участников логистических цепочек. Отталкиваясь от данной идеи, закупочную логистику можно представить в виде сквозного бизнес-процесса, который начинается с этапа выявления потребности и заканчивается отгрузкой продукции заказчику. Модель бизнес-процесса будет зависеть от стратегии закупок, которая часто является составным элементом корпоративной стратегии.
Содержание самого бизнес-процесса будет зависеть от многих факторов:
- организационной структуры,
- выбранной стратегии закупок,
- способов проведения закупки,
- отношений с поставщиками,
- информационных систем,
- логистический сети и т.д.
Все эти особенности нужно учесть на этапе проектирования бизнес-процесса, чтобы распределить задачи между участниками, выбрать подходящие инструменты и определить критерии эффективности.
Цель проектирования — получить хотя бы одно из конкурентных преимуществ:
- качественней, чем у конкурентов,
- быстрее, чем у конкурентов,
- дешевле, чем у конкурентов,
- условия оплаты лучше, чем у конкурентов,
- надежней, чем у конкурентов,
- оперативней, чем у конкурентов.
Любая компания хочет получить от своих бизнес-процессов максимум выгоды. Закупочная логистика должна быть в идеале недорогой, надежной, но при этом гибкой.
Основные этапы закупочной логистики
На самом деле этапов проведения закупок не так уж много, если их разделить по функциональным областям:
- Определение потребностей — выявление тех материалов, товаров и услуг, которые необходимы компании для получения прибыли в сложившихся на рынке условиях.
- Определение поставщика — выбор поставщика, который максимально полно соответствует заявленным критериям.
- Размещение заказа — выбор метода приобретения товаров у поставщика с учетом всех логистических издержек.
- Контроль поставки — действия, которые необходимы для того, чтобы заказы регулярно приходили в нужное место, в нужном количестве, в нужном качестве, в нужное время.
- Составление отчетности — составление финансовой и управленческой отчетности, ведение взаиморасчетов и документооборота с поставщиками, посредниками и другим участниками цепи поставок.
Приведенные этапы — результат довольно условного разделения. Например, в Comindware Управление закупками процесс состоит из 7 этапов. Это было сделано для компаний, которые заключают контракты с поставщиками по результатам тендера. Естественно, у других компаний процесс может быть проще или сложнее.
- Что если компания выбирает поставщика с учетом текущего спроса на продукцию, сезонных скидок, времени поставки и стоимости хранения?
- Что если компания внедрила отдельные регламенты для оптовых закупок, закупок мелкими партиями и закупок по необходимости?
- Что если компании приходится администрировать разные типы договоров и дополнительных соглашений?
- Что если в компании есть отдел операционного контроля, которые занимается учетом товародвижения?
Особенности закупочной логистики
Модели бизнес-процессов подразумевают сложные ветвления на каждом из этапов движения материального потока. В Comindware Управление закупками мы автоматизировали все этапы работы с поставщиками, как это сделано в классических SRM, но это не единственная группа процессов, которые можно автоматизировать в нашей системе.
Например, в ней можно автоматизировать возврат некачественного товара:
- Работник склада нашел нарушение в правилах упаковки продукции.
- Акт о нарушении был передан менеджеру по логистике.
- Тот попросил финансовый отдел заблокировать оплату до получения разъяснений от поставщика и т.д.
Могут быть и другие процессы. Например, те же торговые сети часто используют отдельные процедуры для согласования цен с поставщиками, чтобы на несколько месяцев вперед планировать логистические операции.
Такие небольшие процессы довольно важны, однако не каждая компания спешит взять их под полный контроль. Обычно в рамках этих процессов участники взаимодействуют друг с другом в мессенджерах и электронной почте, а учет рабочих задач ведут в Excel. При этом сопутствующие информационные потоки могут быть достаточно емкими — содержать большое количество процессных данных и документов.
Способы оптимизации закупочной логистики в Comindware Управление закупками
Основной способ оптимизации закупочной деятельности — это оптимизации времени отдельных операций и процесса в целом. Сокращая время, которое проходит от отправки заказа до получения товара поставщику, компания получает дополнительный запас маневренности, который можно во что-то инвестировать. Допустим, снизить количество страховых запасов на складе или повысить общую обращаемость закупленных товаров.
В среднем внедрение Comindware Управление закупками, позволяет сэкономить порядка 30% времени от начала до завершения бизнес-процесса. Это порядка 2 дней для типового цикла закупок, что достаточно много. Это время можно потратить на обучение персонала, на более тщательное планирование и контроль текущих операций.