Блог Comindware
  1. Вы здесь:
  2. Comindware
  3. Библиотека Comindware
  4. Закупки
  5. Автоматизация процессов в закупочной логистике

Автоматизация процессов в закупочной логистике

Конечная стоимость закупки складываться из затрат на приобретение, перевозку и хранение продукции. Основная задача закупочной логистики — приобретать предметы снабжения, стараясь свести к минимуму логистические издержки.

Оптимизировать закупочную логистику можно за счет качественного планирования, правильного выбора стратегии и оптимизации бизнес-процессов. Рассказываем, как улучшить свои цепочки поставок.

Закупочная логистика как процесс

Закупочная логистика — обеспечение непрерывного поступления материалов, товаров и ресурсов, необходимых для основной деятельности организации. Логистика распределения (сбыта) и логистика закупок — это по сути одна функция в цепочке поставок. На одном ее конце находится производитель, на другой — потребитель. Отсюда преимущества интеграции поставщиков, ведь цепочка поставок по сути общая, ее выгодно оптимизировать всем участникам.

Приведем основной список целей и задач закупочной логистики.

Цели закупочной логистики

  • удовлетворение потребностей предприятий в товарах, услугах и материалах;
  • поддержка непрерывной операционной деятельности предприятия;
  • сокращение себестоимости продукции за счет уменьшение общих логистических расходов;
  • соблюдение требований к качеству производственных материалов;
  • управление поставщиками.

Задачи закупочной логистики

Информационные задачи
  • выявление потребностей
  • решение задачи «сделать самому или купить у поставщика»
  • поиск потенциальных поставщиков
Задачи реализации
  • организация закупок (выбор способа, согласование условий договора)
  • проведение закупок (подбор складских площадей, подача заказов, проведение платежей и т.д.)
Задачи координации
  • управление взаимодействием между сотрудниками и поставщиками
  • выявление параметров поставок
  • координация подразделений для управления материальными потоками
  • интеграция и развитие поставщиков
Задачи контроля
  • контроль сроков подачи заказов
  • контроль условий договоров
  • контроль качества
  • оценка логистических издержек

Основная идея логистики в том, чтобы эффективно согласовать все действия участников логистических цепочек. Отталкиваясь от данной идеи, закупочную логистику можно представить в виде сквозного бизнес-процесса, который начинается с этапа выявления потребности и заканчивается отгрузкой продукции заказчику. Модель бизнес-процесса будет зависеть от стратегии закупок, которая часто является составным элементом корпоративной стратегии.

Содержание самого бизнес-процесса будет зависеть от многих факторов:

  • организационной структуры,
  • выбранной стратегии закупок,
  • способов проведения закупки,
  • отношений с поставщиками,
  • информационных систем,
  • логистический сети и т.д.

Все эти особенности нужно учесть на этапе проектирования бизнес-процесса, чтобы распределить задачи между участниками, выбрать подходящие инструменты и определить критерии эффективности.

Пример бизнес-процесса в закупочной логистике

Моделирование бизнес-процесса с учетом организационной структуры

Цель проектирования — получить хотя бы одно из конкурентных преимуществ:

  • качественней, чем у конкурентов,
  • быстрее, чем у конкурентов,
  • дешевле, чем у конкурентов,
  • условия оплаты лучше, чем у конкурентов,
  • надежней, чем у конкурентов,
  • оперативней, чем у конкурентов.

Любая компания хочет получить от своих бизнес-процессов максимум выгоды. Закупочная логистика должна быть в идеале недорогой, надежной, но при этом гибкой.

Основные этапы закупочной логистики

На самом деле этапов проведения закупок не так уж много, если их разделить по функциональным областям:

  • Определение потребностей — выявление тех материалов, товаров и услуг, которые необходимы компании для получения прибыли в сложившихся на рынке условиях.
  • Определение поставщика — выбор поставщика, который максимально полно соответствует заявленным критериям.
  • Размещение заказа — выбор метода приобретения товаров у поставщика с учетом всех логистических издержек.
  • Контроль поставки — действия, которые необходимы для того, чтобы заказы регулярно приходили в нужное место, в нужном количестве, в нужном качестве, в нужное время.
  • Составление отчетности — составление финансовой и управленческой отчетности, ведение взаиморасчетов и документооборота с поставщиками, посредниками и другим участниками цепи поставок.

Приведенные этапы — результат довольно условного разделения. Например, в Comindware Управление закупками процесс состоит из 7 этапов. Это было сделано для компаний, которые заключают контракты с поставщиками по результатам тендера. Естественно, у других компаний процесс может быть проще или сложнее.

  • Что если компания выбирает поставщика с учетом текущего спроса на продукцию, сезонных скидок, времени поставки и стоимости хранения?
  • Что если компания внедрила отдельные регламенты для оптовых закупок, закупок мелкими партиями и закупок по необходимости?
  • Что если компании приходится администрировать разные типы договоров и дополнительных соглашений?
  • Что если в компании есть отдел операционного контроля, которые занимается учетом товародвижения?

В закупочной логистики процессы зависят от организационной структуры и выбранной стратегии. Используйте Comindware Управление закупками, чтобы проектировать процессы в своей организации.

Заказать демо

Особенности закупочной логистики

Модели бизнес-процессов подразумевают сложные ветвления на каждом из этапов движения материального потока. В Comindware Управление закупками мы автоматизировали все этапы работы с поставщиками, как это сделано в классических SRM, но это не единственная группа процессов, которые можно автоматизировать в нашей системе.

Например, в ней можно автоматизировать возврат некачественного товара:

  1. Работник склада нашел нарушение в правилах упаковки продукции.
  2. Акт о нарушении был передан менеджеру по логистике.
  3. Тот попросил финансовый отдел заблокировать оплату до получения разъяснений от поставщика и т.д.

Могут быть и другие процессы. Например, те же торговые сети часто используют отдельные процедуры для согласования цен с поставщиками, чтобы на несколько месяцев вперед планировать логистические операции.

Такие небольшие процессы довольно важны, однако не каждая компания спешит взять их под полный контроль. Обычно в рамках этих процессов участники взаимодействуют друг с другом в мессенджерах и электронной почте, а учет рабочих задач ведут в Excel. При этом сопутствующие информационные потоки могут быть достаточно емкими — содержать большое количество процессных данных и документов.

Способы оптимизации закупочной логистики в Comindware Управление закупками

Основной способ оптимизации закупочной деятельности — это оптимизации времени отдельных операций и процесса в целом. Сокращая время, которое проходит от отправки заказа до получения товара поставщику, компания получает дополнительный запас маневренности, который можно во что-то инвестировать. Допустим, снизить количество страховых запасов на складе или повысить общую обращаемость закупленных товаров.

В среднем внедрение Comindware Управление закупками, позволяет сэкономить порядка 30% времени от начала до завершения бизнес-процесса. Это порядка 2 дней для типового цикла закупок, что достаточно много. Это время можно потратить на обучение персонала, на более тщательное планирование и контроль текущих операций.

Управляйте задачами сотрудников в рамках сквозного бизнес-процесса в Comindware Управление закупками.

Заказать демо



Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Понравилась статья?

Поделитесь ссылкой

Опубликовано:  в разделе Закупки