Если говорить про управление бизнес-процессами как концепцию, то да: такая концепция широко применяются предприятиями с самой разной направленностью бизнеса. Сейчас большинство руководителей считает бизнес-процесс активом компании и понимает, что отлаженность бизнес-процессов напрямую влияет на эффективность бизнеса.
Если же говорить про глубокую автоматизацию бизнес-процессов с помощью таких систем, то именно банки и другие компании финансовой отрасли обычно лидируют в этом. Причина проста: BPM для банков играет особенно важную роль, потому что напрямую влияет на конкурентоспособность и взаимоотношения с клиентами.
Особенности использования BPMS в компаниях финансовой сферы
Финансовая сфера – это та сфера, в которой бизнес-процессы часто являются наиболее сложными, а скорость их протекания может иметь критическое значение.Например, клиент запрашивает одобрение кредита. Во-первых, нужно заметить, что вряд ли ему захочется для этого приезжать в офис банка или даже звонить по телефону. Банк, который заставляет клиента общаться в таком формате, уже проигрывает конкурентам.
Клиент, к примеру, захочет прислать заявку через соцсеть или мессенджер. Далее заявка должна пройти через несколько отделов банка, и в каждом отделе требуется её полноценно обработать. Однако для клиента это не важно, для него важно получить ответ (и желательно, конечно, положительный) как можно скорее.
Правда в том, что банк, который присылает ответ через 5 минут, на порядок превосходит тот, в котором обработка заявки занимает сутки. Ведь за эти сутки клиент успеет отправить заявку в десяток банков, и выберет он, скорее всего, тот, который ответил первым. Скорость и удобство для сегодняшних людей значат уже намного больше, чем даже процентная ставка.
При этом система BPM для банков не может быть неподвижной. У клиентов может появиться желание взаимодействовать иным образом: недавно это были звонки, потом соцсети, теперь, например, Телеграм. Задача банка – подстроить свои бизнес-процессы под не постоянные (и у всех разные) потребности клиентов, и добиться того, чтобы во всех случаях система «кредитного конвейера» работала быстро, и бизнес-процессы протекали бы без задержек.
Для создания такого «конвейера» (бизнес-процесса, проходящего по чёткому маршруту) в наибольшей степени подходят как раз системы BPM. Однако есть ряд дополнительных нюансов, которые очень важно учесть.
Проблемы интеграции систем BPM для банков
В большинстве случаев банки и финансовые организации используют BPMS как «основной продукт», то есть главную систему ПО, через которую проходят все бизнес-процессы. В случае, когда применяются одновременно и другие системы, к примеру, CRM либо ERP, невероятно важна интеграция. Если её не выполнить, то потребуется одновременное проведение каждой операции через 2-3 системы, а это вызовет и замедление бизнес-процесса, и дополнительную путаницу.Однако здесь есть ряд трудностей.
- Если банк уже использует какие-то системы, то резко отказаться от них и перейти на новую BPMS – сильный стресс как для бизнеса в целом, так и для всех сотрудников.
- Что же касается интеграции систем BPM с другими, то на практике её не всегда легко выполнить, и ещё труднее добиться, чтобы полноценная интеграция сохранялась в динамике, то есть при развитии и обновлении всех систем.
- Затраты на интеграцию часто оказываются высокими.
- Постоянно нужно вносить корректировки.
- Команда специалистов по внедрению и оптимизации требуется почти постоянно.
- Добиться полноценной синергии в большинстве случаев не получается.
Решение на базе Comindware Business Application Platform как альтернатива стандартным BPMS
Как мы видим из сказанного, хотя системы BPM для банков и позволяют оптимизировать бизнес-процессы, однако внедрение и особенно интеграция таких систем не всегда проходят легко.На фоне этого внимание финансовых организаций часто привлекают системы low-code. Они очень близки к BPMS по функционалу, но имеют ряд существенных отличий.