Блог Comindware
  1. Вы здесь:
  2. Comindware
  3. Библиотека Comindware
  4. Low-code
  5. Бизнес-процессы авиакомпании

Бизнес-процессы авиакомпании

Авиаперевозки – бизнес с высокой степенью конкуренции и он не терпит отстающих. Лидерство и стабильная позиция на рынке возможны только при условии осуществления цифровизации — убеждены игроки рынка. Среди компаний сектора пассажирских перевозок воздушным транспортом на сегодняшний день отмечают высокий уровень цифровизации. В то же время, по мнению ряда экспертов, она происходит точечно, а не системно и повсеместно.

Зачем оптимизировать процессы в авиакомпании

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года предусматривает цифровую трансформацию отрасли и ускоренное внедрение новых технологий. Это обеспечит в том числе безопасность и надежность перевозок, снизит нагрузку на окружающую среду и в целом позволит стимулировать экономическое развитие, повысив качество жизни населения.

Технологическая трансформация воздушных перевозок предусматривает, в частности,  цифровизацию взаимодействия с клиентами и внедрение технологий цифрового управления аэропортами. Во взаимодействии с клиентами посредством цифровых каналов и развития платформ-агрегаторов, а также в управлении изменениями отмечают наибольший прогресс. К отстающими областям на сегодняшний день относят цифровизацию поддерживающих функций и операций внутри организации. Существует и проблема дефицита кадров с необходимыми цифровыми навыками. 

Достижение амбициозных показателей по увеличению пассажиропотока, входящих в стратегические цели для крупнейших авиаперевозчиков, невозможно без системного подхода к непрерывному совершенствования ключевых бизнес-процессов и системы управления компании в целях повышения качества услуг и операционной эффективности. Технологическая трансформация воздушных перевозок позволит сократить издержки и влияние человеческого фактора.

В то же время внедрение цифровых технологий в гражданской авиации, как замечено выше, происходит фрагментарно. Из-за того что цифровые системы не интегрированы — некоторые авиакомпании все еще принимают оперативные решения интуитивно. О полной автоматизации и интеграции всех процессов end-to-end в авиаотрасли говорить пока сложно. Поэтому принятие решений основано на интуиции и опыте ответственного лица, а не на объективных данных. Однако отрасль генерирует огромный объем информации: о состоянии парка судов, расходе топлива, клиентские данные. В связи с этим потенциал их применения такой же внушительный.

По результатам недавних исследований в отрасли, в настоящее время на ИТ-рынке в гражданской авиации происходят кардинальные перемены в связи с отключением информационных систем западных вендоров и санкциями. При этом процесс импортозамещения в области ИТ в гражданской авиации постепенно развивается. Это благоприятно сказывается на безопасности и стабильности производственных процессов отечественных предприятий гражданской авиации. При этом более 40% респондентов отметили, что в их компаниях разработана стратегия цифровой трансформации и импортозамещения ПО, а 38% находятся в процессе разработки стратегии.

Бизнес-процессы авиакомпании

Сквозные процессы и культура компании

Для выживания и процветания во все более конкурентном и цифровом мире, организации должны культивировать у себя способность постоянной адаптации. Добиться этого можно с помощью корпоративной культуры, нацеленной на клиента. 

Бизнес- и цифровая трансформация требует глубокого понимания сквозных взаимодействий организации со своими клиентами и поставщиками. 

Сквозной процесс (end-to-end process) часто трактуют как «процесс, проходящий сквозь организацию», то есть как синоним кросс-функционального процесса. Это неверно, ведь оригинальный термин end-to-end process означает «процесс, рассматриваемый на всем протяжении, проходящий через все стадии». Среди огромного числа определений бизнес-процесса можно выделить два полюса. На одном — произвольное по масштабу действие или совокупность действий, на другом — полная совокупность действий, приводящая к достижению ценного, с точки зрения заказчика, результата или предоставлению услуги.

Становление предприятия, ориентированного на процессы, требует интеграции различных методов оптимизации, используемых компанией: бережливое производство, реинжинириниг и BPM-инициативы. Это стоит больших инвестиций в обучение и усилий, но как правило окупается и приносит значительный эффект. 

Переход к управлению процессами в масштабе предприятия включает в себя определение сквозных процессов, измерение эффективности со стороны клиентов и со стороны компании, назначение владельцев процессов с ответственностью и подотчетностью за их эффективность, выбор двух или трех процессов для оптимизации. Затем этот цикл повторяется, пока все операции компании не будут оптимизированы. В первую очередь владельцы должны быть у сквозных процессов, непосредственно создающих ценность для потребителя, они отвечают на уровне компании за их итоговую эффективность.

ВРМ-система — оптимальный инструмент для реализации и управления сквозными бизнес-процессами. А использование BPMN, общепринятой международной нотации для описания процессов, позволяет привлекать к их оптимизации сторонних экспертов в процессном управлении. Зачастую серьезным барьером при внедрении BPM оказываются люди и их привычки, выработанные годами. Для преодоления этого барьера важно точно угадать с пилотным процессом. Это помогает компаниям встать на рельсы BPM и начать развивать культуру процессных инноваций в компании. 

Из реальной практики Comindware можно привести успешный пример построения единой рабочей среды и автоматизации сквозных бизнес-процессов учебного подразделения российской авиакомпании S7 Airlines, несмотря на культурные и технологические барьеры перед реализацией проекта. “S7 Invest” — важнейшая часть учебного центра “S7 Training” по подготовке и повышению квалификации летно-технического персонала на наиболее распространенные в России типы воздушных судов. 

Эффективно управлять бизнес-объектами становилось все сложнее, а простой дорогостоящего оборудования увеличивался. В компании пришли к пониманию необходимости быстрой оптимизации и автоматизации бизнес-процессов с дальнейшими постоянными улучшениями. 

Специалисты Comindware реализовали пилотное решение для цифровизации сквозного процесса бронирования рейсов обучения на авиатренажерах, а успешная реализация пилота подогрела интерес руководителей функциональных групп. Дальше были автоматизированы процессы управления закупками и другие административные процессы. В результате накладки в расписаниях остались в прошлом и репутационные риски минимизированы. Благодаря решению в виде CRM для учебного центра, интерактивного портала и построенного процесса продажи  компания увеличила прибыль на 10-15%, а также существенно снизила трудозатраты на решение рутинных операций.

В результате автоматизации ключевых бизнес-процессов работы учебного центра на базе low-code платформы Comindware Business Application Platform компания-заказчик радикально увеличила эффективность взаимодействия между сотрудниками и улучшила качество обслуживания клиентов. Организация перешла к управлению сквозными бизнес-процессами без дополнительных вложений в создание баз данных. Благодаря современному интерфейсу low-code системы и интеграции с мессенджерами новая среда была безболезненно принята сотрудниками и клиентами.

Заключение: цифровая трансформация — и турбулентность не страшна

Глобальные изменения за последние несколько лет привели к снижению доходов, потере рабочих мест, закрытию предприятий, увеличению накладных расходов и сокращению доступных ресурсов. Многие компании продолжают инвестировать в цифровую трансформацию, чтобы пережить турбулентность и выйти из нее более сильными.

Согласно отчету IDC, мировые расходы на технологии и услуги цифровой трансформации достигнут 2,3 трлн долларов в 2023 году по сравнению с примерно 1,3 трлн долларов в 2018. Согласно отчету, компании инвестируют в технологии и цифровую трансформацию, чтобы улучшить качество обслуживания клиентов, создать новые потоки доходов и повысить эффективность. 

Цифровые преобразования продвигают авиационную отрасль вперед: авиакомпании по всему миру внедряют облачные приложения, большие данные и Интернет вещей, чтобы стать более динамичными и гибкими. Цифровые достижения в авиации за предыдущие годы изменили отрасль, что привело к повышению безопасности, эффективности и удобства для пассажиров. Среди них — автоматизированная регистрация и посадка, усовершенствованные системы навигации и связи, программное обеспечение для управления техническим обслуживанием, развлечения и связь в полете благодаря Wi-Fi на борту.

Авиационная отрасль прошла долгий путь с момента своего зарождения. За прошедшее столетие авиакомпании значительно улучшили свои технологии, стандарты безопасности и качество обслуживания клиентов. Появление реактивных пассажирских самолетов в 1950-х годах произвело революцию в авиаперевозках. Это позволило авиакомпаниям резко сократить время в пути и увеличить количество предлагаемых маршрутов. С ростом спроса, путешествий и коммерциализации индустрия туризма в последние годы претерпела масштабную цифровую трансформацию. 

Сегодня авиакомпании инвестируют в технологии, чтобы улучшить качество обслуживания клиентов. Сотрудники компаний авиационной отрасли ожидают таких же улучшений, простоты использования и эффективности, как и их клиенты. Авиакомпании продолжают оптимизировать производство, техническое обслуживание и процессы за кулисами авиаперевозок благодаря более эффективному контролю, улучшению процессов, обмену данными в реальном времени с помощью передового ПО.

Цифровая трансформация также привела к созданию «умных» аэропортов, использующих технологии для повышения удобства путешественников. Согласно отчету MarketsandMarkets, рынок умных аэропортов вырастет с 14,9 млрд долларов в 2020 году до 22,6 млрд долларов к 2025 году. Авиационная отрасль может продолжать развиваться и процветать в постоянно меняющемся цифровом ландшафте, если будет следовать новейшим тенденциям и решениям в области ПО.

Обеспечьте эффективное управление процессами с минимальным привлечением разработчиков, преимущественно силами бизнес-аналитиков. Закажите демонстрацию Comindware Business Application Platform.

Заказать демо



Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Понравилась статья?

Поделитесь ссылкой

Опубликовано:  в разделе Low-code, Бизнес-процессы, Цифровая трансформация