Блог Comindware
  1. Вы здесь:
  2. Comindware
  3. Библиотека Comindware
  4. Выбор решений
  5. Как устроен системы класса Enterprise Asset Management?

Как устроен системы класса Enterprise Asset Management?

Enterprise Asset Management (EAM) — это набор процессов и инструментов, которые помогают наладить учет и управление активами на всем протяжении их жизненного цикла.

В случае с EAM речь, как правило, идет об активах со сложной структурой и высокой стоимостью обслуживания. Например, мосты и тоннели — это сложные, дорогостоящие инженерные сооружения, которые нужно регулярно обследовать и ремонтировать, а также выводить из эксплуатации при обнаружении критических дефектов.

Предпосылки внедрения систем класса Enterprise Asset Management

На практике компании не могут выстроить эффективную программу управления активом, поскольку не хватает данных о состоянии самого актива, нет четких регламентов технического обслуживания и контроля за их исполнением.

Например, компания приобрела офисное здание с десятью лифтами. Она пытается выстроить программу технического обслуживания, но быстро заходит в тупик:

  • Непонятно, кто производитель лифтов и где находятся технические паспорта.
  • Отсутствуют детализированные технологические карты для проведения ТО.
  • При составления планового графика ТО сложно учесть их влияние на другие работы.
  • Нет возможности быстро приобрести запасные части у поставщиков.
  • Нет прозрачной системы контроля за работой технического персонала.
  • Ремонтные работы выполняются с большим запозданием.

Почему это происходит? Во-первых, нет рабочей модели данных для управления активом. Просто нет технических карт, списка запасных частей и поставщиков, у которых их можно быстро купить. Во-вторых, нет отлаженных бизнес-процессов: заявки идут долго, технического персонала не хватает.

Офисное здание — это пример сложного в управлении актива. Он как бы состоит из нескольких элементов, которые влияют друг на друга. EAM-система позволяет упорядочить управления активом за счет стандартизации учетных данных и процессов.

Компания используют EAM-системы в качестве инструмента планирования, проведения и контроля работ по техническому обслуживанию. Например, для организации все тех же планово-предупредительных ремонтов, организации регулярных обходов и закупки запасных частей.

Ожидания от внедрения EAM:

  • Повышение рентабельности активов
  • Продление срока службы активов
  • Сокращение операционных расходов
  • Сокращение капитальных затрат в рамках программ ТО
  • Сокращение времени простоя оборудования
  • Соблюдение норм безопасности окружающей среды и труда

В основе EAM лежит определенная структура данных, которая обеспечивает нормальное протекание бизнес-процессов в рамках жизненного цикла актива. Модель данных будет зависеть от типа актива. Например, если речь идет об объекте недвижимости, то структура данных будет соответствовать классическому представлению объектов учета в Facility Management: недвижимость, здание, этаж, помещение, оборудование. Если объект учета другой, например, грузовой автомобиль, то и модель данных будет другой.

В остальном EAM-системы довольно похожи и по своей структуре могут быть разбиты на 7 функциональных блоков:

Управление работамиСоздание план-графика технического обслуживания, формирование заявок на проведение плановых и срочных ремонтов, координация технического персонала, контроль деятельности управляющих компаний.
Управление жизненным цикломРазработка стратегии закупок, процессы ввода в эксплуатацию и постановки на учет, разработка программ технического обслуживания, принятие решения о списании.
Управление персоналомОрганизация и проведение сертификации персонала, составление графиков дежурств
Управление цепочками поставокЗакупка запасных частей, оценка потребностей в материалах, прогнозирование складских запасов.
Управление контрактамиУправление договорами с управляющими компаниями, наемными работниками, поставщиками, вендорами, клиентами, партнерами. Некоторые системы могут поддерживать работу с претензиями и выставлением счетов.
Аналитика и отчетностьОтчеты о деятельности департамента технического обслуживания, разнообразные KPI и метрики производительности.
Финансовый менеджментСбор данных по расходам, планирование и контроль бюджетов.

Как работает EAM?

Конечная цель внедрения EAM — снизить операционные и капитальные расходы на эксплуатацию актива. Как уже говорилось, EAM внедряют для управления сложными активами: мостами, офисными зданиями, парками, нефтяными вышками, линиями электропередач, грузоподъемной техникой и т.д.

Сложные активы состоят как бы из нескольких слоев: технологические карты, чертежи, документы, процессы, места, денежные потоки, люди и т.д. EAM позволяет учесть все структурные взаимосвязи внутри актива и управлять им в рамках целостной методологии, которая направлена на достижение результата.

В основе любой системы автоматизации лежат данные.

Структурированность и полнота данных

Модель данных — это ключевой элемент в системе управления активами. 

  • Данные должны быть достоверными, ведь от этого зависит качество управленческих решений.
  • Данные должны быть организованы таким образом, чтобы их удобно было использовать в работе.
  • Данные должны отражать состояние самого актива и бизнес-процессов, которые с ним связаны.

EAM вводит стандарт по сбору и обработке данных. Компания выбирает для себя ключевые данные, которые показывают реальное состояние актива.

  • Где он находится?
  • В каком он состоянии сейчас?
  • Когда последний раз проводилось ТО?
  • У каких вендоров можно быстро купить запасные части для оборудования?
  • Какие специалисты нужны для проведения ремонтов?
  • Сколько стоит годовое содержание актива?

Что более достоверны данные, тем эффективней будет программа технического обслуживания.

На что обратить внимание при выборе EAM-системы?

Есть основные требования к EAM-системам, которые так или иначе поддерживают все производители данного класса систем.

  • Отслеживание активов с привязкой к определенному месту
  • Возможность декомпозировать актив на отдельные иерархические элементы
  • Единые карточки активов для хранения всей связанной информации
  • Мобильное приложение с поддержкой QR-кодов
  • Возможность управлять заявками

Это основа для управления данными и процессами. Например, компания владеет несколькими зданиями, которые находятся в разных частях города или страны. Соответственно все оборудование внутри этих зданий должно быть четко привязано к определенному месту, чтобы не было хаоса в процессах обслуживания, когда бригада получила заявку на обслуживания лифта, но приехала не по тому адресу.

Иерархическая модель данных нужна для тех же целей — рациональной организации и планирования работ. У нас есть здание, в нем есть оборудование, которое находится на определенном этаже, в определенном помещении. Иерархическая декомпозиция позволяет выделять внутри актива определенные структурные элементы, которые являются объектом какого-либо процесса. Например, лифты, фанкойлы, обогревательные установки, сети электроснабжения.

То же касается карточек учета актива. С помощью карточек можно выстроить иерархию структурных элементов и систематически заполнять ее данными, которые в дальнейшем будут использованы при планировании работ, закупках запасных частей, найме персонала и т.д.

Похожий принцип организации данных был положены в основе системы для управления объектами недвижимости — Comindware Моё здание. В ней использованы те же принципы учета активов, что и в любой EAM-системе. Решение было создана в Comindware Business Application Platform, так как она позволяет быстро настроить модель данных и процессы под любой вид актива.

Закажите демонстрацию Comindware Моё здание и узнайте, как с помощью этой системы можно управлять сложными активами?

Заказать демо



Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Понравилась статья?

Поделитесь ссылкой

Опубликовано:  в разделе Выбор решений