Как устроен системы класса Enterprise Asset Management?
02.12.2022 · Время на прочтение: ~ 4 мин. · Актуальность: 01.03.2023
Enterprise Asset Management (EAM) — это набор процессов и инструментов, которые помогают наладить учет и управление активами на всем протяжении их жизненного цикла.
В случае с EAM речь, как правило, идет об активах со сложной структурой и высокой стоимостью обслуживания. Например, мосты и тоннели — это сложные, дорогостоящие инженерные сооружения, которые нужно регулярно обследовать и ремонтировать, а также выводить из эксплуатации при обнаружении критических дефектов.
Предпосылки внедрения систем класса Enterprise Asset Management
На практике компании не могут выстроить эффективную программу управления активом, поскольку не хватает данных о состоянии самого актива, нет четких регламентов технического обслуживания и контроля за их исполнением.
Например, компания приобрела офисное здание с десятью лифтами. Она пытается выстроить программу технического обслуживания, но быстро заходит в тупик:
- Непонятно, кто производитель лифтов и где находятся технические паспорта.
- Отсутствуют детализированные технологические карты для проведения ТО.
- При составления планового графика ТО сложно учесть их влияние на другие работы.
- Нет возможности быстро приобрести запасные части у поставщиков.
- Нет прозрачной системы контроля за работой технического персонала.
- Ремонтные работы выполняются с большим запозданием.
Почему это происходит? Во-первых, нет рабочей модели данных для управления активом. Просто нет технических карт, списка запасных частей и поставщиков, у которых их можно быстро купить. Во-вторых, нет отлаженных бизнес-процессов: заявки идут долго, технического персонала не хватает.
Офисное здание — это пример сложного в управлении актива. Он как бы состоит из нескольких элементов, которые влияют друг на друга. EAM-система позволяет упорядочить управления активом за счет стандартизации учетных данных и процессов.
Компания используют EAM-системы в качестве инструмента планирования, проведения и контроля работ по техническому обслуживанию. Например, для организации все тех же планово-предупредительных ремонтов, организации регулярных обходов и закупки запасных частей.
Ожидания от внедрения EAM:
- Повышение рентабельности активов
- Продление срока службы активов
- Сокращение операционных расходов
- Сокращение капитальных затрат в рамках программ ТО
- Сокращение времени простоя оборудования
- Соблюдение норм безопасности окружающей среды и труда
В основе EAM лежит определенная структура данных, которая обеспечивает нормальное протекание бизнес-процессов в рамках жизненного цикла актива. Модель данных будет зависеть от типа актива. Например, если речь идет об объекте недвижимости, то структура данных будет соответствовать классическому представлению объектов учета в Facility Management: недвижимость, здание, этаж, помещение, оборудование. Если объект учета другой, например, грузовой автомобиль, то и модель данных будет другой.
В остальном EAM-системы довольно похожи и по своей структуре могут быть разбиты на 7 функциональных блоков:
Управление работами | Создание план-графика технического обслуживания, формирование заявок на проведение плановых и срочных ремонтов, координация технического персонала, контроль деятельности управляющих компаний. |
Управление жизненным циклом | Разработка стратегии закупок, процессы ввода в эксплуатацию и постановки на учет, разработка программ технического обслуживания, принятие решения о списании. |
Управление персоналом | Организация и проведение сертификации персонала, составление графиков дежурств |
Управление цепочками поставок | Закупка запасных частей, оценка потребностей в материалах, прогнозирование складских запасов. |
Управление контрактами | Управление договорами с управляющими компаниями, наемными работниками, поставщиками, вендорами, клиентами, партнерами. Некоторые системы могут поддерживать работу с претензиями и выставлением счетов. |
Аналитика и отчетность | Отчеты о деятельности департамента технического обслуживания, разнообразные KPI и метрики производительности. |
Финансовый менеджмент | Сбор данных по расходам, планирование и контроль бюджетов. |
Как работает EAM?
Конечная цель внедрения EAM — снизить операционные и капитальные расходы на эксплуатацию актива. Как уже говорилось, EAM внедряют для управления сложными активами: мостами, офисными зданиями, парками, нефтяными вышками, линиями электропередач, грузоподъемной техникой и т.д.
Сложные активы состоят как бы из нескольких слоев: технологические карты, чертежи, документы, процессы, места, денежные потоки, люди и т.д. EAM позволяет учесть все структурные взаимосвязи внутри актива и управлять им в рамках целостной методологии, которая направлена на достижение результата.
В основе любой системы автоматизации лежат данные.
Структурированность и полнота данных
Модель данных — это ключевой элемент в системе управления активами.
- Данные должны быть достоверными, ведь от этого зависит качество управленческих решений.
- Данные должны быть организованы таким образом, чтобы их удобно было использовать в работе.
- Данные должны отражать состояние самого актива и бизнес-процессов, которые с ним связаны.
EAM вводит стандарт по сбору и обработке данных. Компания выбирает для себя ключевые данные, которые показывают реальное состояние актива.
- Где он находится?
- В каком он состоянии сейчас?
- Когда последний раз проводилось ТО?
- У каких вендоров можно быстро купить запасные части для оборудования?
- Какие специалисты нужны для проведения ремонтов?
- Сколько стоит годовое содержание актива?
Что более достоверны данные, тем эффективней будет программа технического обслуживания.
На что обратить внимание при выборе EAM-системы?
Есть основные требования к EAM-системам, которые так или иначе поддерживают все производители данного класса систем.
- Отслеживание активов с привязкой к определенному месту
- Возможность декомпозировать актив на отдельные иерархические элементы
- Единые карточки активов для хранения всей связанной информации
- Мобильное приложение с поддержкой QR-кодов
- Возможность управлять заявками
Это основа для управления данными и процессами. Например, компания владеет несколькими зданиями, которые находятся в разных частях города или страны. Соответственно все оборудование внутри этих зданий должно быть четко привязано к определенному месту, чтобы не было хаоса в процессах обслуживания, когда бригада получила заявку на обслуживания лифта, но приехала не по тому адресу.
Иерархическая модель данных нужна для тех же целей — рациональной организации и планирования работ. У нас есть здание, в нем есть оборудование, которое находится на определенном этаже, в определенном помещении. Иерархическая декомпозиция позволяет выделять внутри актива определенные структурные элементы, которые являются объектом какого-либо процесса. Например, лифты, фанкойлы, обогревательные установки, сети электроснабжения.
То же касается карточек учета актива. С помощью карточек можно выстроить иерархию структурных элементов и систематически заполнять ее данными, которые в дальнейшем будут использованы при планировании работ, закупках запасных частей, найме персонала и т.д.
Похожий принцип организации данных был положены в основе системы для управления объектами недвижимости — Comindware Моё здание. В ней использованы те же принципы учета активов, что и в любой EAM-системе. Решение было создана в Comindware Business Application Platform, так как она позволяет быстро настроить модель данных и процессы под любой вид актива.
Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой
Опубликовано: в разделе Выбор решений