Правила организации административно-хозяйственной деятельности
03.11.2022 · Время на прочтение: ~ 4 мин. · Актуальность: 10.07.2024
Административно-хозяйственная деятельность (АХД) — это любые виды деятельности, которые направлены на обеспечение регулярной и безопасной работы людей на предприятии. АХД относится к вспомогательной деятельности предприятия, то есть обеспечивает условия для его нормальной работы, но не создает прибавочной стоимости.
Цели административно-хозяйственной деятельности
Формально административно-хозяйственные отделы (АХО) как бы играют в организации роль второго плана, однако их реальные функции и значимость очень сильно отличаются от отрасли к отрасли Дело в том, что административно-хозяйственные отделы обеспечивают сохранность зданий, инженерной инфраструктуры, дорог, хозяйственного инвентаря — то есть основных средств производства. Например, нефтегазовые компании, заводы по производству техники имеют сотни дорогостоящих сооружений. Это и складские помещения, и сборочные цеха, и элементы производственной логистики, которые нужно обслуживать и ремонтировать. Качественная работа АХО помогает уменьшить капитальные затраты предприятия, а следовательно и величину амортизационных отчислений, которые входят в структуру себестоимость продукции.
Само понятие административно-хозяйственной деятельности чаще всего звучит в контексте работы учебных учреждений, хотя другие организации также имеют похожие бизнес-функции, но под другим названием. В любом случае роль АХД не стоит недооценивать, это важная составляющая работы организации.
Задачи административно-хозяйственной деятельности
Главная задача АХД — поддерживать здания и внутренние помещения в рабочем состоянии. Не допускать беспорядка, вовремя ремонтировать проводку и неисправные краны, устранять дефекты в конструкции здания, закупать мебель. Хозяйственные отделы также могут заведовать охраной помещений.
Основные задачи АХД
техническое обслуживание зданий, оборудования и инженерной инфраструктуры;
планирования, проведение и контроль капитальных и текущих ремонтов;
организация материально-технического снабжения для удовлетворения хозяйственных нужд предприятия;
подготовка и обслуживание рабочих мест;
обеспечение безопасных условий труда, соблюдение санитарного режима и правил противопожарной безопасности;
управление транспортным парком;
организация питания работников на предприятии;
благоустройство территорий;
организация и обеспечение пропускного режима.
В силу специфики своих функций административно-хозяйственные отделы представляют собой достаточно компактные и изолированные подразделения, которые находятся как бы на периферии организационной структуры.
Организационные особенности административно-хозяйственной деятельности
Уместно вспомнить классика теории менеджмента Генри Минцберга, который подробно разработал теорию организационных структур. Он выделил в особую структуру вспомогательный персонал, обеспечивающий поддержку организации за рамками текущего рабочего процесса. Эта замкнутая на себе структура чаще всего представляет как бы организацию в организации.
«Многие вспомогательные единицы являются замкнутыми. Это мини-организации, часто со своим эквивалентом операционному ядру, как в случае с типографией университета. Подразделения пользуются ресурсами «большой» организации и, в свою очередь, предоставляют ей специфические услуги. Но они работают независимо от главного операционного ядра».
Хозяйственные отделы в компаниях являются типичным примером такой вспомогательной единицы. Достаточно взглянуть на штатный состав отдела, чтобы в этом убедиться.
Пример штатного состава административно хозяйственной части:
заместитель директора по АХО;
начальник отдела эксплуатации зданий и сооружений;
комендант здания;
оператор газовой котельной;
слесарь по ремонту оборудования и КИПиА;
уборщик территорий;
инженер энергетик;
заведующий столовой;
водитель автомобиля;
курьер.
Пример показывает, что заместитель директора по АХО (или АХЧ, или АХД) является по сути главой целой организации со своей внутренней иерархией и подразделениями. Вообще классическая организация хозяйственного отдела предполагает некоторую структурную (однако не функциональную) автономию, когда начальник АХО получает прямые указания только от генерального директора. Сам же отдел в рамках своей деятельности обязан регулярно взаимодействует со всеми подразделениями организации — от производства до бухгалтерии.
Добиться результативности в рамках административно-хозяйственной деятельности невозможно без регламентов, которые регулируют отношения с другими структурными единицами компании без необходимости подавать запросы по линии «генеральный директор — заместитель начальника по АХЧ».
Регламенты устанавливают правила для получения услуг от хозяйственного отдела и правила подачи отчетности, которая и является основным инструментом контроля за работой отдела.
Бизнес-процессы административно-хозяйственного отдела
Залогом качественной работы АХО являются продуманные бизнес-процессы, которые закреплены регламентами. Наличие четких процессов — это не простая формальность, а способ оценить работу отдела, используя измеримые, контролируемые и объективные критерии.
Специфика работы АХО предполагает некоторый элемент проектной деятельности, поэтому процессы всегда нужно корректировать с учетом годовых и квартальных планов. Непосредственно директор организации совместно с заместителем по АХЧ составляют годовой план работ. Эффективность процессов будет оцениваться по плановым показателям.
В качестве критериев можно использовать следующие показатели:
доля аттестованных рабочих мест;
процент выполнения плана ремонтно-строительных работ;
экономия средств на оплате электроэнергии;
экономия средств на оплате водоснабжения;
количество санкций со стороны регулятора.
Показатели отслеживают в рамках структурированных процессов, используя строгие формы отчетности. Это помогает избежать административного хаоса. Среди ключевых процессов можно выделить:
закупки материально-технических средств для хозяйственных нужд;
проведение планово-предупредительных ремонтов;
обеспечение безопасных для жизни условий труда;
подача квартальных отчетов в государственные организации.
Еще одним важным элементом управления АХО являются заявки, поскольку отдел должен быстро реагировать на аварийные ситуации. В помещении прорвало трубу, треснул фундамент, осыпалась штукатурка, перегорели пробки — о таких инцидентах первыми всегда сообщают сами сотрудники организации. Подача заявки в АХО — стандартный способ взаимодействия с данным подразделением.
Цифровая трансформация АХД: проблемы, методы, решения
АХО являются до некоторый степени автономными организационными единицами, но при этом используют общие ресурсы компании. Отсюда несколько проблем:
потребность в данных из общей системы учета;
наличие данных, которые не входят в общие системы учета;
наличие процессов, которые выходят за рамки привычной деятельности организации.
Например, АХО в университете. Операционные процессы университета построены вокруг образовательных услуг, а работа сотрудников хозяйственного отдела носит исключительно инженерно-технический характер.
Когда организация пытается автоматизировать управление АХО, то быстро приходит к выводу, что этой службе нужны отдельные ИТ-решения, которые нужно интегрировать с другими учетными системами. Автоматизация АХО в таком случае представляется неоправданно дорогостоящей, так как это подразделение не приносит прибыли напрямую.
Тем не менее существуют эффективные способы автоматизации АХО с помощью low-code BPMS, которые помогают быстро создавать решения под конкретные бизнес-процессы, подчиняющиеся отраслевой специфике — например, при цифровизации промышленности или сферы здравоохранения.
В качестве таких решений для цифровой трансформации АХО можно привести «Моё здание» и Comindware Управление закупками.
«Моё здание» покрывает практически все задачи в части обслуживания инженерной инфраструктуры предприятия.
Comindware Управление закупками можно рассматривать в качестве стартовой точки вхождения в цифровую трансформацию для небольших отделов снабжения в крупных компаниях.
Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой
Опубликовано: в разделе Выбор решений