Классификация бизнес-процессов
13.06.2024 · Время на прочтение: ~ 4 мин. · Актуальность: 16.06.2024
Классификация бизнес-процессов на предприятии важна по нескольким причинам:
- Необходимо хорошее понимание руководством того, какие процессы реально происходят на предприятии и зачем они требуются.
- Потребуется выстраивание всех бизнес-процессов в гибкую систему, чтобы они не дублировали друг друга, и одновременно с тем не было никаких аспектов деятельности предприятия, не охваченных никакими бизнес-процессами.
В целом все бизнес-процессы компании направлены на то, чтобы, во-первых, производить ценности для клиентов (товары, услуги), а во-вторых, поддерживать собственную деятельность, оптимизироваться и развиваться.
Знание того, какими конкретно бывают бизнес-процессы и на какие типы они делятся, может помочь разобраться с тем, правильно ли выстроена их система на вашем предприятии и нет ли каких-либо недоработок.
Хотите стать BPM-профессионалом?
Совместно с ассоциацией ABPMP Russian Chapter компания Comindware предлагает обучение процессному подходу к управлению и сертификацию BPM-профессионалов
Внешние и внутренние бизнес-процессы
Под внутренними понимаются те, которые протекают исключительно внутри компании. Если бизнес-процесс подразумевает взаимодействие с клиентом или с другой организацией (поставщики материалов или аутсорсинговых услуг, государственные органы), то он уже не может считаться внутренним.
Классификация бизнес-процессов по их роли
Существуют бизнес-процессы функциональные и структурные.
- Функциональные обеспечивают главную деятельность компании (производство товаров и услуг), а также поиск клиентов, разработку новых товаров и услуг, продажи и продвижение.
- Структурные имеют своей основной целью поддержание существования бизнеса. Сюда входит, в первую очередь, управление, в том числе персоналом, информацией и ресурсами, а также развитие.
Классификация бизнес-процессов по влиянию на добавочную стоимость продукта
В зависимости от этого признака бизнес-процессы предприятия подразделяются на основные, дополнительные и процессы управления.
Основные бизнес-процессы
Основные напрямую связаны с производством товаров и услуг. Они:
- Создают продукт (товар или услугу).
- Добавляют стоимость (например, производство упаковки).
Фактически, клиент готов оплачивать всё то, что создают основные бизнес-процессы компании. Именно это отличает их от остальных.
Основные процессы, будучи сквозными и кросс-функциональными, могут вовлекать подразделения и даже предприятия. Они представляют собой процессы, связанные с созданием продукта, маркетингом и доставкой, а также послепродажным сервисом. То есть добавляют ценность для потребителя.
Вспомогательные бизнес-процессы
Вспомогательные (обеспечивающие) бизнес-процессы подразумевают управление:
- финансами,
- персоналом,
- логистикой,
- производственными активами и мощностями,
- ИТ.
Например, бухгалтерия есть в каждой компании, однако она не создаёт никакой ценности для клиента. Тем не менее, услуги бухгалтеров потребуются для того, чтобы предприятие могло нормально работать и производить свои основные ценности.
Сюда же можно отнести, к примеру, приобретение оборудования для офиса (от стульев и канцтоваров до техники), обеспечение связи, охраны.
Другими словами, вспомогательные процессы необходимы для управления конкретными функциональными ресурсами. Они, как и основные процессы, часто бывают кросс-функциональными.
Эти процессы настолько же стратегически важны для организации, как и основные, поскольку напрямую влияют на ее способность эффективно создавать ценность для потребителя.
Процессы управления
В первую очередь, управление подразумевает контроль за всем тем, что происходит на предприятии.Не менее важным моментом является выработка стратегии дальнейшего развития компании.
Фактически, управление состоит из планирования и контроля за тем, как и насколько достигаются эти планы.
У большинства организаций процессы управления занимают 10% деятельности, при этом основные — 20%, а вспомогательные — 70%. Процессы управления необходимы для достижения результативной и производительной работы организации.
Посмотрите кейсы внедрений BPMS Comindware
В Библиотеке решений представлены истории компаний, автоматизировавших управление бизнес-процессами с Comindware.
Особенности работы с основными и вспомогательными бизнес-процессами
Эксперты советуют соблюдать несколько правил, помогающих выстроить бизнес-процессы на предприятии оптимальным способом.Один процесс – один руководитель
Добиться того, чтобы процессы не пересекались, важно ещё и потому, что каждым из них должен заведовать один человек. Например, за все процессы бухгалтерии отвечает главный бухгалтер; за всё, что связано с доставкой – начальник службы доставки.Не во всех случаях ответственный за бизнес-процесс окажется руководителем конкретного отдела, потому что существуют и сквозные бизнес-процессы, проходящие сразу через несколько отделов и структурных подразделений компании.
Если за каждый процесс отвечает один руководитель, это значительно облегчит работу предприятия, когда будет проведено внедрение BPM-системы. Ответственный за бизнес-процесс сможет контролировать все этапы, распределять задания между конкретными сотрудниками и своевременно видеть любые проблемы.
Бизнес-процессов не должно быть слишком много
Оптимальным вариантом является такой, когда одновременно существует не более 7 (плюс-минус 2) основных бизнес-процессов, и около 5 дополнительных.Если бизнес-процессов будет больше, то, скорее всего, окажется так, что один руководитель высшего звена (директор предприятия) не сможет их все одновременно полноценно контролировать. А это грозит накоплением большого количества проблем на протяжении длительного времени, которые затем могут негативно отразиться на работе предприятия.
Кроме того, опыт показывает, что если бизнес-процессов оказывается слишком много, то это, как правило, говорит о том, что их модель не выстроена до конца и несовершенна, что отдельные процессы дублируют друг друга или иным способом пересекаются. В этом случае нужно подумать о том, как уменьшить их число и сделать всю схему более прозрачной.
Способы автоматизации и оптимизации управления бизнес-процессами
Основная доля корпоративных данных в организациях представляет собой неструктурированный контент — например, документы, электронные письма.
Для эффективного управления такой информацией необходимо выстроить управление сложными бизнес-процессами. Поэтому перед предприятиями часто встает выбор между ECM- и BPM-системами.
Это объясняется тем, что оба класса имеют схожий функционал на определенных участках и вместе с тем не являются взаимозаменяемыми.
Формализация и классификация бизнес-процессов как шаг к внедрению системы BPM
Классификация бизнес-процессов в большинстве случаев предполагает выстраивание диаграмм и схем, которые впоследствии формализуются и могут быть успешно использованы в BPM-системах.Чем более грамотно выполнена классификация и формализация бизнес-процессов, тем более эффективной сможет стать работа системы BPM, которая будет работать на основании этих схем.
Как грамотно провести классификацию процессов
Разделение процессов на основные, дополнительные и управленческие целесообразно, если нужно выделить среди них участвующие в создании продукции и произвести их анализ.
Для последующей регламентации и построения системы управления процессами важен не их формальный тип, а приоритетность процесса относительно достижения стратегических целей организации.
Внедрение BPM предполагает постоянную оценку процесса через мониторинг показателей эффективности в режиме реального времени. Для выявления «узких мест» также применяется технология process mining, которая позволяет выявить отклонения от регламентов.
Результаты такой оценки позволяют принимать решения о корректирующих действиях или новом анализе, направленном уже на изменение процесса.
Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой
Опубликовано: в разделе Бизнес-процессы