Современные реалии российского бизнеса таковы, что на деятельность предприятия влияют устойчивые негативные тенденции, связанные с кризисом, застойными явлениями в экономике. И это в дополнение к другим факторам, осложняющим работу: конкуренция, ошибки в работе персонала из-за недостаточной квалификации, недобросовестность контрагентов и т. п. Но, несмотря на все проблемы, организация должна функционировать, и успешно, рентабельность расти, а бизнес развиваться.
Достичь этого непросто и при благоприятных условиях, что же говорить про нашу суровую капиталистическую действительность. Выход один — результативный менеджмент, основанный на актуальном анализе деятельности. Причем отработанной годами системы, исследующей только прибыли и убытки, финансовые показатели, сегодня уже явно недостаточно ввиду малой информативности. Поэтому развивается объектный анализ, оценивающий эффективность бизнес-процессов.
Понятие бизнес-процесса
Вся финансово-хозяйственная деятельность предприятия может быть описана как совокупность бизнес-процессов — мероприятий, имеющих конечной целью оказание услуги или производства продукта. Эффективный бизнес-процесс — тот, который максимально удовлетворяет все заинтересованные стороны: владельцев, руководителей, работников, контрагентов, потребителей и способствует в итоге росту рентабельности.
Но как оценить эффективность? Для этого бизнес-процесс разбивается на отдельные процедуры, которые становятся составляющими блок-схемы. Потом составляется общая карта. И так со всеми процессами: управляющими, операционными, поддерживающими.
Оценка эффективности бизнес-процесса
По разработанным методикам проводится оценка эффективности бизнес-процессов. Выявляются все активности, препятствующие их успешности или лишние. Моделирование применяется не только для оценки деятельности, но и при автоматизации технологических процессов производства, реинжиниринге, разработке организационной структуры, для функционально-стоимостного анализа.
Определение и своевременное тестирование показателей эффективности бизнес-процессов позволяет выявить:
- Внешние и внутренние резервы для преодоления негативных тенденций в экономике.
- Незадействованные внутренние резервы.
- Проблемные процессы.
- Степени оптимальности выполнения.
- Показатели функционирования.
- Действенные стратегические рычаги для управления.
На основе проведенного анализа менеджер, заинтересованный в оптимизации работы своего отдела, или руководящий работник, болеющий о предприятии в целом, могут далее предпринимать конкретные шаги для исправления ситуации. В каких случаях бизнес-аналитика в организации необходима:
- Есть трудности с реализацией проектов.
- Выявлено падение рентабельности.
- Не наблюдается рост продаж.
- Показатели работы от отдела к отделу сильно отличаются.
- Не удается достигнуть поставленного уровня продаж.
- При изменении в экономической ситуации в стране, в рыночном сегменте.
Как повысить эффективность бизнеса
Для повышения эффективности работы организации требуется системный подход, улучшение в комплексе всех ее бизнес-процессов. Задача разбивается на элементы с выделением основных 7 шагов:
- Составление плана. Вычленяется отдельный бизнес-процесс, ставится техническое задание по его улучшению, подбираются исполнители.
- Исследование. Выделенный бизнес-процесс изучается, моделируется.
- Анализ бизнес-процесса. Выявляются показатели, проводится их оценка.
- Обновление. Выясняются факторы, которые требуют изменений.
- Подготовка инновации. Определяется круг лиц, потребность в оборудовании, ресурсах, материалах для осуществления корректировки.
- Проведение реформации.
- Непрерывная доработка бизнес-процесса. Выделенный процесс подвергается непрерывному анализу и корректировке.
Работа по повышению эффективности бизнеса начинается с выявления существующих проблем. При их наличии отдельный процесс или их совокупность требуют реформации. Проводится бизнес-моделирование деятельности предприятия.
Составляется матрица для процессов, требующих обновления. В нее вносятся критерии каждого с оценкой в баллах. Например, как он влияет на удовлетворенность заказчиков компании. Баллы затем суммируются, процессы ранжируются, выстраиваются по степени необходимости изменений.
Очень важный вопрос, как осуществить ранжирование? Необходимо выделить наиболее важные процессы, вносящие наибольший вклад в дело всей организации. Для этого учитывается мнение экспертов, персонала, контрагентов. Опять же в приоритете бизнес-процессы, влияющие на потребительский спрос.
Обязательно оцениваются расходы: денежные, временные и трудоемкость на изменение каждого процесса. Тогда они ранжируются по коэффициенту: отношение приносимой пользы организации к требуемым затратам.
В приоритете для инновации бизнес-процессы, способствующие простоям, неудовлетворенности клиентов, понижающие корпоративный дух, производительность труда сотрудников, удлиняющие цикл выпуска продукции или оказания услуг.
Для проведения реформации подбирается персонал: менеджер проекта, пользователи, ведущий, скептики, эксперты, ответственный за дальнейшее ведение процесса. Составляется подробное ТЗ и план-график внесения изменений.
С помощью доступных средств определяются показатели бизнес-процесса, по принятым методикам оценивается их эффективность. Определяются те, которые нуждаются в преобразовании. Внедряются изменения. Следующие действия ведутся далее непрерывно: оценка показателей, выявление проблемных участков, корректировка.
Вся функциональность, необходимая для проведения всех вышеописанных шагов реализованы в BPM-системе от Comindware. Сбор данных и обработка проводятся автоматизировано, а при необходимости внесения изменений в действующие бизнес-процессы навыки программирования не требуются. Система позволяет вести непрерывный анализ бизнес-процессов в реальном времени, управлять проектами, кейсами, задачами, создавать специфические бизнес-приложения. Приглашаем запросить демонстрацию BPM-системы от Comindware, стандарт управления BPMN 2.0.
Узнайте больше о достоинствах платформы Comindware для специфики вашего бизнеса. Запросите звонок консультанта прямо сейчас!
Заказать звонок