Блог Comindware

7 неизбежных этапов при проведении закупок

7-этапов-закупок-который-должне-знать-каждый

Какой бы ни была закупочная стратегия, дизайн организационной структуры, бизнес-модель компании — в любом из этих случаев общая схема проведения закупок будет содержать семь обязательных этапов. Это правило одинаково распространяется на крупные розничные торговые сети, компании малого бизнеса и государственные учреждения.

Рассказываем, из чего состоит идеальная модель проведения закупок.

Работа с потребностями

Начнем с небольшого отступления. В  учебниках для специалистов по закупочной логистике проведение закупок начинается с ответа на вопрос «покупать или производить самому?». Это классика, но как быть с компаниями, которые фактически ничего не производят, кроме услуг? Речь о розничных торговых сетях — они продают услуги логистики, то есть услуги по доставке товаров от производителя до потребителя.

Наш пример показывает вариативность процесса закупок, который очень сильно отличается от компании к компании, однако можно найти и нечто общее.

В самом начале закупок нужно выявить потребности, ответив на следующие вопросы:

Вот пример вопросов, на которые должна ответить компания, прежде чем пойти к поставщикам. Вроде бы все очевидно, но дьявол в мелочах. Кто в компании отвечает за формирование потребностей? Отдел закупок? Начальники подразделений? Маркетинг? А может быть линейные менеджеры? Последнее, кстати, повсеместно встречается в торговле, где товаровед или заместитель директора магазина оформляет заказы поставщикам.

Все же перечислим общие для всех организаций правила работы с потребностями:

Дальше уже начинаются тонкости:

В российских компаний работа с потребностями не всегда регламентирована —  предполагается, что сотрудникам и так все ясно, но это ошибка. Качественная процедура выявления потребностей в некоторых случаях помогает сэкономить до 60% закупочного бюджета. Сумма огромная.

Так выглядит список потребностей, заведенных в системе Comindware Управление закупками

Систематизация потребностей

Этот этап еще называют планированием, но планирование — слишком широкое понятие.

Планирование играет важную роль в повышении эффективности закупок, однако сами способы планирования зависят от отрасли. Так, в торговле очень многое построено на верном прогнозировании потребительского спроса.

Систематизация потребностей звучит точнее, поскольку речь идет именно об универсальной процедуре сбора и систематизации данных о закупках. Основным инструментом такой систематизации являются либо заявка на проведение закупки, либо заказ поставщику.

Собирайте и оформляйте потребностей по единой стандартной процедуре в Comindware Управление закупками.

Заказать демо

В нашем блоге уже размещена большая статья о планировании на основе заявок, поэтому отсылаем читателя к ней, а здесь проговорим лишь несколько неочевидных моментов:

Подготовка документации

Классический комплект закупочной документации состоит из спецификации, извещения о закупке и проекта договора, при этом не один из указанных документов не является строго необходимым для каждой компании, если она не попадает под действие 44-ФЗ или 223-ФЗ.

Посмотрим внимательнее на состав закупочной документации:

Пример электронной формы для сбора закупочной документации

Что можно добавить в качестве полезных комментариев?

Отдельные процессы для подготовки технических заданий и готовые шаблоны документов для отдельных видов продукции — один из элементов категорийного менеджмента.

Работа с предложениями поставщиков

В данном разделе нет смысла подробно расписывать способы отбора предложений, так как на сайте опубликовано огромное количестве информации по основным способам определения поставщиков, развития SRM-инициатив и других полезных материалов. Перечислим лишь основные способы и формы:

Способы отбора Формы проведения
Конкурентные Электронная
Неконкурентные Традиционная бумажная

Cтоит еще отметить несколько моментов:

Контролируйте все этапы взаимодействия с поставщиками в Comindware Управление закупками.

Заказать демо

Сопоставление предложение и выбор победителей

Существует всего 2 способа сопоставления предложений:

Сопоставление по цене проводится в 3 случаях:

В случае многокритериального сопоставления все несколько сложнее, поскольку тут методов отбора будет огромное количество, но основных несколько:

Обзор формул, а также способы распределения удельного веса различных критериев при анализе предложений — это очень большая тема. Здесь только отметим несколько процедурных моментов.

И это не все способы: есть еще и вычисления в Excel-файле, данные ERP, исторические данные из SRM и многое другое.

Таблица показывает статусы, в которых сейчас находится все процедуры отбора поставщиков

Составление договора

Финальный текст договора складывает по формуле:

Условия закупщика + условия поставщика + результаты переговоров = условия договора.

Вообще данный этап чисто процедурный, он строится на взаимодействии различных отделов организации и контрагентов. Некоторые компании только из-за одного этого этапа пытаются целиком проводить закупки в системе электронного документооборота.

На то есть несколько объективных причин:

Несколько слов стоит сказать об ЭТП. ЭТП фактически выступают в роли провайдера ЭДО во время договорной работы. Это ускоряет подписание договора, делает процесс более прозрачным.  Однако ЭТП не автоматизируют внутренний документооборот компании, что и вынуждает внедрять СЭД для автоматизации других этапов закупок, хотя логичней использовать SRM.

Стандартный элемент любой СЭД — электронная карточка договора

Администрирование договора

У многих компаний данный этап сводится к простой приемке товара или услуги. В идеале же процесс должен быть гораздо более детализированным вплоть до контроля отдельных пунктов договора.

Сюда же относятся способы оценки эффективности закупок — насколько результат соответствует  заявленным потребностям и целям компании, а также что можно улучшить.

Список задач, назначенных для контроля за выполнением условий договоров

Заключение

Все приведенные в статье этапы закупок можно поделить на две категории:

Первые три этапа создают добавочную стоимость к продукции за счет точного прогнозирования и планирования. Вторые пять этапов более формальные и процедурные, однако им не стоит пренебрегать, чтобы находить ответственных, надежных и соответствующих критериям ТЗ поставщиков.

Все 7 этапов реализованы в Comindware Управление закупками специально для того, чтобы помочь максимальную числу организаций из разных сфер экономики стать более эффективными в своей закупочной деятельности.

Закажите демонстрацию для того, чтобы узнать, как система Comindware Управление закупками автоматизирует важнейшие этапы закупочного процесса.

Заказать демо

Елена Гайдукова, маркетолог-аналитик. Работает в сфере BPM и автоматизации процессов с 2014 года. В настоящее время является бренд-менеджером решений на базе Comindware Platform.

Exit mobile version