Блог Comindware

Новая эра ERP: новый спектр требований и ответ ИТ-отрасли

ERP
Продекларированная эра пост-ERP подразумевает набор принципиально новых требований, которым уже не могут удовлетворять привычные ERP-системы. В числе основных:

Всё это совершенно необходимо, чтобы предприятие могло активно развиваться, не отставая от конкурентов и, самое главное, оперативно реагировать на новые требования со стороны клиентов. Если адаптация SAP или другой ERP-системы, внедрённой в компании, протекает медленно, то это становится заметным тормозом в работе компании. Таким образом, со стороны бизнеса сформировался запрос на ИТ-системы нового типа, удовлетворяющие требованиям новой эры.

Ответ ИТ-отрасли на новые требования

Первой попыткой представителей ИТ-индустрии ответить на новые требования стало появление систем BPMS (Business Process Management Software), в центре которых находятся бизнес-процессы. Поскольку концепция управления бизнес-процессами была поддержана практически единодушно как ИТ-компаниями, так и консультантами по управлению, то на ПО класса BPMS возлагались большие надежды. За 15 лет существования BPM-систем в их парадигме не было выявлено существенных изъянов, но системы не нашли широкого применения. Чтобы бизнес начал массово переключился с внедрённых “с потом и кровью” ERP-систем на новое ПО, нужно было что-то большее.

iBPMS

В результате дальнейшего развития BPM-системы эволюционировали в iBPMS. Правда, как бы ни хотелось сказать, что это принципиально новая технология, но приходится признать: iBPMS – это те же самые BPMS, имеющие ряд особенностей:

Поддержка мобильных устройств и социальное взаимодействие

Обеспечивает возможность сотрудников общаться друг с другом в рамках бизнес-процессов и быстро получать доступ к общей базе данных, в том числе, и с мобильных устройств. Работа с таких устройств – безусловный стандарт сегодняшнего дня.

Облачная технология

Хранение данных в облаке позволяет ускорить доступ к ним сотрудников, во многих случаях – также повысить защищённость информации и устранить зависимость работы всей системы от работоспособности конкретного устройства, расположенного на территории предприятия. Кроме того, облачная технология обеспечивает практически неограниченную масштабируемость, что особенно важно, если в бизнес-процессы вовлекается широкий круг внешних по отношению к организации лиц — потребителей и партнеров.

Развитая аналитика

Помимо того, что BPMS поддерживают оптимальное протекание бизнес-процессов, их важнейшей функцией является анализ. В том числе: сколько задач выполнил каждый сотрудник, сколько времени он затрачивает на каждую задачу, на ком чаще всего «подвисает» бизнес-процесс. В дополнение к этому, в системах iBPMS появились продвинутые возможности: предсказательная аналитика, автоматическая реакция на отклонение KPI от целевых уровней и т.п.

Кейс-менеджмент (ACM)

Возможность управления поручениями, или кейс менеджмент, стал одной из визитных карточек iBPMS. Кейс-менеджмент (ACM — Adaptive Case Management) стал ответом на ещё один сложный для классических BPM-систем вызов, а именно: далеко не все бизнес-процессы можно регламентировать “от и до”. В отличие от процесса производственной сборки механизма или обработки поступившего заказа интернет-магазином, в задачах более творческих не представляется возможным заранее прописать схему решения вопроса. И более того: изначально, в момент поступления заявки в работу, часто не получается даже сразу понять, какие именно сотрудники и подразделения компании окажутся задействованы, а какие – нет. Кейсы решают это затруднение благодаря тому, что они разворачиваются во времени, то есть распространяются на новых сотрудников и подразделения, формируют новые документы с того момента, когда становится понятно, что это необходимо.

Реализация концепции управления кейсами в BPM-системах нового поколения (iBPMS) принесла сразу несколько выгод:

При этом сохранилось и большинство тех выгод, которые даруются классическими системами BPM. Таким образом, системы iBPMS обеспечивают возможность работы как по шаблону автоматизированного процесса, так и творчески, с применением кейс-менеджмента.

Low-code платформы

Повторимся: хотя системы iBPMS существенно расширили возможности BPM-систем, однако они не предложили принципиально новую технологию. Бизнес требовал ещё большей гибкости и скорости адаптации системы и следующим предложением со стороны ИТ-отрасли стали low-code платформы. Такие системы не только обеспечивают возможность управления бизнес-процессами и кейсами, доступ к облачным бизнес-приложениям с мобильных устройств и все другие достоинства iBPMS, но и имеют ряд принципиально новых особенностей:

Нельзя сказать, что low-code платформы– это новые ERP-системы или замена BPMS. Правильнее рассматривать low-code систему как технологическую основу цифровой трансформации предприятия, на базе которой можно разработать и внедрить неограниченное количество бизнес-приложений, реализующих функционал систем типа BPMS, CRM, Service Desk и др., и использующих данные из унаследованной ERP для успешного решения задач бизнеса.

Что делать, если внедрённой ERP недостаточно?

Стандартным ответом на такой вопрос является модернизация имеющейся ERP, которая обычно предполагает отправку разработчикам запроса и списка требований, что именно нужно модернизировать. Но опыт показывает, что такой вариант уже не может устроить бизнес-сообщество: пока изменения вносятся, проходит так много времени, что к этому моменту исходные требования уже устарели.

Второй вариант – замена SAP (или другой ERP-системы) на нечто более совершенное. Однако, как ни стараются разработчики, каких-то идеальных систем, способных обслуживать все нужды бизнеса, по прежнему не изобрели. И не факт, что они когда-то появятся.

Поэтому лучшей практикой сегодня считается построение двухуровневой архитектуры ИТ-систем и двухскоростной подход к управлению ИТ в компании. Вот как реализуется данный подход:

Такая архитектура позволяет быстро внедрять, менять и совершенствовать ИТ-решения, наиболее важные для развития и конкурентоспособности компании. При этом создание новых решений происходит с минимальным изменением кода и доработкой ПО, причём “на лету” – без приостановки работы системы и доступа к ней участников процессов.

Опыт показал, что такой подход не требует резких потрясений при внедрении, даёт синергетический эффект от использования двух систем, обеспечивает небывалую гибкость ИТ-системы предприятия и позволяет радикально снизить затраты и сроки решения ключевых бизнес-задач.

Пример синергии SAP и low-code системы от Comindware

Чтобы не сложилось впечатление, что всё это возможно лишь в теории, приведём реальный пример компании «Сургутнефтегаз».

Проект Comindware в ПАО “Сургутнефтегаз” стартовал в 2016 году. Следует отметить, что в Сургутнефтегазе SAP используется давно, в широком масштабе и успешно как с точки зрения самой компании, так и с точки зрения самого SAP. В частности, Сургутнефтегаз одним из первых в России внедрил SAP HANA.

Целью проекта было повысить эффективность и адаптивность используемой системы SAP ERP, а также внедрить возможность быстрой разработки бизнес-приложений с минимальной нагрузкой на ИТ-отдел.

Для решения задачи была реализована двухуровневая архитектура управления ИТ: учётный фундамент с редко меняющимися бизнес-процессами — этот уровень в компании стали называть in-SAP — и уровень ключевых процессов, которые часто меняются и которые определяют конкурентоспособность компании (out-SAP). Использование SAP ERP в роли учетного ядра и low-code платформы Comindware Business Application Platform в роли среды быстрой разработки дало синергетический эффект. Теперь построение новых бизнес-решений уровня out-SAP происходит «на лету» – все действия по настройке, от построения бизнес-процессов и определения модели данных до реализации интерфейсов и интеграционных решений, выполняются с помощью конфигурирования объектов и с минимальными доработками ПО.

Таким образом радикально снижены затраты и сроки решения ключевых бизнес-задач, а модернизированная ИТ-инфраструктура предприятия обеспечивает непрерывную разработку, модификацию и запуск ИТ-решений в промышленную эксплуатацию.

Подробнее о проекте в “Сургутнефтегаз” смотрите профиль проекта на конкурсе “Проект года 2018” от Global CIO.

Заключение

В эру пост-ERP изменения затрагивают не только технологии. Радикально реформируется подход к управлению бизнесом и ИТ-системой предприятия. Но на этот раз речь не идёт о новом классе систем, которые должны заменить предшествующие, как это было с ERP-системами. В эру пост-ERP речь идёт о новой архитектуре информационной системы предприятия, которая обеспечивает необходимую гибкость управления компанией в сочетании с эффективным использованием унаследованных ИТ-активов.
Exit mobile version