- Быстрая адаптация к меняющимся требованиям рынка.
- Сквозные бизнес-процессы, проходящие от самого начала до самого конца и при этом пересекающие границы подразделений или даже выходящие за пределы организации, холдинга или госструктуры.
Ответ ИТ-отрасли на новые требования
Первой попыткой представителей ИТ-индустрии ответить на новые требования стало появление систем BPMS (Business Process Management Software), в центре которых находятся бизнес-процессы. Поскольку концепция управления бизнес-процессами была поддержана практически единодушно как ИТ-компаниями, так и консультантами по управлению, то на ПО класса BPMS возлагались большие надежды. За 15 лет существования BPM-систем в их парадигме не было выявлено существенных изъянов, но системы не нашли широкого применения. Чтобы бизнес начал массово переключился с внедрённых “с потом и кровью” ERP-систем на новое ПО, нужно было что-то большее.iBPMS
В результате дальнейшего развития BPM-системы эволюционировали в iBPMS. Правда, как бы ни хотелось сказать, что это принципиально новая технология, но приходится признать: iBPMS – это те же самые BPMS, имеющие ряд особенностей:Поддержка мобильных устройств и социальное взаимодействие
Обеспечивает возможность сотрудников общаться друг с другом в рамках бизнес-процессов и быстро получать доступ к общей базе данных, в том числе, и с мобильных устройств. Работа с таких устройств – безусловный стандарт сегодняшнего дня.Облачная технология
Хранение данных в облаке позволяет ускорить доступ к ним сотрудников, во многих случаях – также повысить защищённость информации и устранить зависимость работы всей системы от работоспособности конкретного устройства, расположенного на территории предприятия. Кроме того, облачная технология обеспечивает практически неограниченную масштабируемость, что особенно важно, если в бизнес-процессы вовлекается широкий круг внешних по отношению к организации лиц — потребителей и партнеров.Развитая аналитика
Помимо того, что BPMS поддерживают оптимальное протекание бизнес-процессов, их важнейшей функцией является анализ. В том числе: сколько задач выполнил каждый сотрудник, сколько времени он затрачивает на каждую задачу, на ком чаще всего «подвисает» бизнес-процесс. В дополнение к этому, в системах iBPMS появились продвинутые возможности: предсказательная аналитика, автоматическая реакция на отклонение KPI от целевых уровней и т.п.Кейс-менеджмент (ACM)
Возможность управления поручениями, или кейс менеджмент, стал одной из визитных карточек iBPMS. Кейс-менеджмент (ACM — Adaptive Case Management) стал ответом на ещё один сложный для классических BPM-систем вызов, а именно: далеко не все бизнес-процессы можно регламентировать “от и до”. В отличие от процесса производственной сборки механизма или обработки поступившего заказа интернет-магазином, в задачах более творческих не представляется возможным заранее прописать схему решения вопроса. И более того: изначально, в момент поступления заявки в работу, часто не получается даже сразу понять, какие именно сотрудники и подразделения компании окажутся задействованы, а какие – нет. Кейсы решают это затруднение благодаря тому, что они разворачиваются во времени, то есть распространяются на новых сотрудников и подразделения, формируют новые документы с того момента, когда становится понятно, что это необходимо.Реализация концепции управления кейсами в BPM-системах нового поколения (iBPMS) принесла сразу несколько выгод:
- Отсутствие необходимости вгонять в жёсткие рамки бизнес-процесса те задачи, которые очевидно для этого не подходят.
- Возможность решать задачи нестандартными и неповторяющимися способами, что заметно увеличивает как свободу решений, так и их эффективность.
Low-code платформы
Повторимся: хотя системы iBPMS существенно расширили возможности BPM-систем, однако они не предложили принципиально новую технологию. Бизнес требовал ещё большей гибкости и скорости адаптации системы и следующим предложением со стороны ИТ-отрасли стали low-code платформы. Такие системы не только обеспечивают возможность управления бизнес-процессами и кейсами, доступ к облачным бизнес-приложениям с мобильных устройств и все другие достоинства iBPMS, но и имеют ряд принципиально новых особенностей:- Минимум кода, максимум графических моделей. Это позволяет бизнес-пользователям делать очень многие вещи самостоятельно, не привлекая каждый раз сотрудников ИТ-отдела.
- Пользовательский интерфейс нового поколения. Это уже не старый добрый веб-интерфейс в стиле “click and wait”, а современное, стильное и удобное single-page приложение.
- Среда разработки, реализованная в браузере. Для моделирования процесса больше не требуется устанавливать громоздкую “студию” — чтобы включиться в разработку процессного приложения достаточно получить аккаунт в системе. В сочетании с разработкой от модели это способствует успешному вовлечению в работу над процессом не-программистов — аналитиков продвинутых и бизнес-пользователей.
- Поддержка внешних пользователей. В системах BPMS/iBPMS, как и в ERP, по умолчанию пользователь — это сотрудник предприятия. Сегодня такое представление устарело: современные бизнес-приложения сразу проектируются так, чтобы обеспечить потребности как внутренних участников процесса, так и внешних — клиентов, поставщиков, агентов. Им предоставляются возможность саморегистрации, личный кабинет и сервисы, в зависимости от роли.
- В системах класса BPMS/iBPMS вся работа строится только от бизнес-процессов. Они не позволяют просто регистрировать бизнес-объекты и операции с ними — обязательно надо создать процесс, пусть из одного шага. В low-code системах это нелогичное ограничение снято — теперь прикладное решение может свободно комбинировать простые учетные функции, процессную работу и работу в рамках кейса.
- Готовые адаптеры для интеграции с современными облачными сервисами — от офисных приложений и соцсетей до интернета вещей, нейросетей и блокчейна. Это позволяет платформе low-code претендовать на центральную, интегрирующую роль в цифровой инфраструктуре предприятия.
Что делать, если внедрённой ERP недостаточно?
Стандартным ответом на такой вопрос является модернизация имеющейся ERP, которая обычно предполагает отправку разработчикам запроса и списка требований, что именно нужно модернизировать. Но опыт показывает, что такой вариант уже не может устроить бизнес-сообщество: пока изменения вносятся, проходит так много времени, что к этому моменту исходные требования уже устарели.Второй вариант – замена SAP (или другой ERP-системы) на нечто более совершенное. Однако, как ни стараются разработчики, каких-то идеальных систем, способных обслуживать все нужды бизнеса, по прежнему не изобрели. И не факт, что они когда-то появятся.
Поэтому лучшей практикой сегодня считается построение двухуровневой архитектуры ИТ-систем и двухскоростной подход к управлению ИТ в компании. Вот как реализуется данный подход:
- ERP-система, которая была внедрена в компанией ранее, продолжает использоваться в роли учётной системы. ERP продолжает обрабатывать свой круг задач, которые характеризуются редкой потребностью в изменениях.
- Параллельно с этой системой внедряется low-code система. Она не дублирует функции уже имеющейся ERP, а используется в качестве среды быстрой разработки и исполнения бизнес-процессов. Low-code система интегрируется с ERP и другими унаследованными корпоративными системами, используя их в качестве сервисов.
Опыт показал, что такой подход не требует резких потрясений при внедрении, даёт синергетический эффект от использования двух систем, обеспечивает небывалую гибкость ИТ-системы предприятия и позволяет радикально снизить затраты и сроки решения ключевых бизнес-задач.
Пример синергии SAP и low-code системы от Comindware
Чтобы не сложилось впечатление, что всё это возможно лишь в теории, приведём реальный пример компании «Сургутнефтегаз».Проект Comindware в ПАО “Сургутнефтегаз” стартовал в 2016 году. Следует отметить, что в Сургутнефтегазе SAP используется давно, в широком масштабе и успешно как с точки зрения самой компании, так и с точки зрения самого SAP. В частности, Сургутнефтегаз одним из первых в России внедрил SAP HANA.
Целью проекта было повысить эффективность и адаптивность используемой системы SAP ERP, а также внедрить возможность быстрой разработки бизнес-приложений с минимальной нагрузкой на ИТ-отдел.
Для решения задачи была реализована двухуровневая архитектура управления ИТ: учётный фундамент с редко меняющимися бизнес-процессами — этот уровень в компании стали называть in-SAP — и уровень ключевых процессов, которые часто меняются и которые определяют конкурентоспособность компании (out-SAP). Использование SAP ERP в роли учетного ядра и low-code платформы Comindware Business Application Platform в роли среды быстрой разработки дало синергетический эффект. Теперь построение новых бизнес-решений уровня out-SAP происходит «на лету» – все действия по настройке, от построения бизнес-процессов и определения модели данных до реализации интерфейсов и интеграционных решений, выполняются с помощью конфигурирования объектов и с минимальными доработками ПО.
Таким образом радикально снижены затраты и сроки решения ключевых бизнес-задач, а модернизированная ИТ-инфраструктура предприятия обеспечивает непрерывную разработку, модификацию и запуск ИТ-решений в промышленную эксплуатацию.
Подробнее о проекте в “Сургутнефтегаз” смотрите профиль проекта на конкурсе “Проект года 2018” от Global CIO.