Банковский сектор — высококонкурентная среда, которая требует постоянной оптимизации бизнес-процессов. На современном этапе развития банковской сферы возникает множество новинок и революционных технологий. Меняются требования рынка и предпочтения потребителей. В условий финансовой нестабильности банки сталкиваются с беспрецедентным операционным давлением, которое проверяет эффективность, действенность и маневренность бизнес-процессов.
Необходимы эффективные методы организационного развития, реинжиниринга и управления бизнесом, которые позволят осуществлять мониторинг и координацию в масштабах всего предприятия. Кредитные организации стремятся создать лучший банковский бизнес-процесс — достаточно интеллектуальный, чтобы успешно сочетать бизнес-цели с желаниями потребителей, и достаточно гибкий, чтобы идти в ногу с динамичной операционной средой.
Выгоды процессного управления для банка
Существует метод оптимизации процессного подхода, основанный на опыте консалтинговых организаций и стандартной модели бизнес-процессов в банке. Методика включает пять шагов реализации:
- Определение слабых мест и «западающих» показателей KPI в операционной деятельности.
- Сбор текущих значений ключевых показателей эффективности.
- Анализ причин и формирование оптимизирующих решений.
- Внедрение улучшенных бизнес-процессов.
- Сбор новых данных и оценка прогресса.
Для качественной оптимизации бизнес-процессов необходимо сформировать команду специалистов, состоящую из аналитика, владеющего навыками использования системы бизнес-моделирования, владельца бизнес-проекта, эксперта, знающего операционную работу изнутри и представителей смежных подразделений.
Подход к реализации процессного подхода в банках
Большинство банков из рейтинга ТОП-100 успешно развивают процессный подход в своей деятельности. Основные принципы организации бизнес-процессов в крупнейших кредитных организациях:
- Выделенное подразделение в штате компании, которое описывает, стандартизирует и оптимизирует бизнес-процессы в банке (БП).
- Профессиональное ПО для управления бизнес-процессами.
- Наличие всех компонентов системы управления БП (дерево бизнес-процессов с назначенными владельцами ресурсов, модели, метрики, стандарты с фиксированными значениями и регламенты).
Процессный подход в том или ином виде есть в каждой финансовой структуре. Разница заключается в уровне их развития и формализации.
Кейсы применения на практике
Московский кредитный банк (МКБ) в 2020 году разработал платформу, которая автоматизировала выполнение рутинных операций, помогала менеджеру сделать первую продажу и уведомляла о выполнении KPI.
На старте проекта в начале 2020 года основными инструментами работы менеджеров были табличные данные в Excel, разрозненные записи в блокнотах, целеполагание на флипчарте и информация о сервисных запросах в CRM-системе, которые нельзя проверить на корректность.
К концу года была разработана платформа, которая автоматически создавала заявки из различных каналов привлечения (e-mail, звонок, встреча) и отправляла коммерческие предложения потенциальным клиентам. Функционал АРС МСБ (Автоматизированные системы расчета для малого и среднего бизнеса) включал инструмент контроля воронки продаж и управление пайп-лайном. Руководители менеджеров получили доступ к оперативной отчетности и прослушиванию звонков.
Разработка стоила МКБ порядка 5 млн. руб. В течение первых четырех месяцев использования в результате повышение конверсии АСР МКБ принесла компании 2.27 млн. руб.
Банк Казани для автоматизации линейных процессов заказал разработку робота в компании ICL Services (ООО «ДжиДиСи Сервисез»). Задача: безошибочная имитация рутинных операций, в частности, по актуализации анкетных данных клиентов. Робот открывал нужные ссылки в браузере, копировал и переносил данные, запускал приложения, формировал отчетность в Excel. Скорость обработки анкет, в сравнении с работой сотрудника, была выше на 70-80%.
Подробнее ознакомиться с упомянутыми проектами и другими примерами автоматизации БП в банках можно на сайте конкурса «BPM-проект года», который ежегодно проводится Ассоциацией BPM-процессионалов России (ABPMP Russian Chapter).
Заключение
Comindware — лидер в области управления бизнес-процессами. На протяжение трех лет (2018-2020 гг.) возглавляет рейтинг разработчиков BPMS согласно версии аналитического агентства CNews Analytics. Компания разработала цифровую платформу для построения прикладных бизнес-приложений силами бизнес-аналитиков. Продукт позволяет быстро разрабатывать и внедрять гибкие IT-решения для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) или поставщиками (SRM) и автоматизации операционной деятельности.
С помощью low-code платформы Comindware Business Application Platform банки могут улучшить свои бизнес-процессы в следующих ключевых областях:
- Привлечение новых клиентов
- Создание и изменение бизнес-процессов
- Автоматизация рутинных операций
- Предупреждение рисков и соблюдение нормативных предписаний
Мы помогаем ведущим мировым брендам оперативно решать проблемы и трансформироваться для завтрашнего дня — от максимального увеличения ценности клиента до оптимизации обслуживания и повышения эффективности.