Хотя это понятие сегодня на слуху, единого определения до сих пор не сложилось. Более того: ответ на этот вопрос сильно зависит от того, кому мы его зададим.
Дело в том, что представители бизнеса (генеральные директора, менеджеры) и представители ИТ (IT-директора, IT-специалисты) очень по-разному смотрят на данный феномен.
Причём взгляды могут различаться сильно, вплоть до диаметрально противоположных.
Например:
- По мнению гендиректора, часто цифровая трансформация заключается в новых технологиях. Достаточно купить и внедрить новые программные решения, чтобы расходы бизнеса сократились, а прибыль увеличилась.
- По мнению же IT-директора, цифровая трансформация означает перестройку бизнес-процессов и бизнес-моделей. И заниматься этим должен вовсе не его отдел, а люди бизнеса.
Но кто же всё-таки прав: гендиректор или IT-директор?
Фактически, правы оба, потому что настоящая цифровая трансформация предполагает:
- Создание единой цифровой платформы бизнеса, с помощью которой будут обрабатываться все данные: задача IT.
- Пересмотр бизнес-процессов и моделей бизнеса: задача бизнеса.
К сожалению, на практике часто бывает так, что цифровая трансформация в отдельно взятой компании не удаётся, потому что с самого начала руководящие лица понимали её по-разному и имели неодинаковые ожидания. Чтобы такого не происходило, мы приведём ряд рекомендаций по поводу того, как грамотно провести цифровизацию бизнеса.
Этапы цифровой трансформации бизнеса
Самый первый этап – определиться, нужна она в данный момент или нет. Чаще всего такая трансформация не требуется небольшим компаниям с небольшим количеством сотрудников, в особенности если компьютерная техника и интернет используются слабо.Также время цифровой трансформации не пришло, если у руководства нет времени, ресурсов и желания в данный момент этим заниматься.
Объект трансформации для старта
Далее требуется разобраться, с какой области бизнеса начать трансформацию компании в целом. Например, продажи, логистика, бухгалтерия, HR и др.Например, решено автоматизировать работу HR-отдела, то есть бизнес-процесс поиска, найма, оформления новых сотрудников. Этот бизнес-процесс можно выстроить, к примеру, так, как показано на скриншоте ниже.
Желательно закладывать не более 1-2 пунктов одновременно, так как попытки трансформировать сразу всё чаще всего оказываются неудачными. Несомненно, переход к настоящему цифровому бизнесу предполагает комплексный подход к трансформации, но, с учётом цельной картины, начинать лучше с малого, чтобы получить первые результаты в короткие сроки.
Порой, приступая к автоматизации, в качестве первого “кандидата” для неё берётся такой бизнес-процесс, потенциальные проблемы с которым не несут больших рисков для компании. Например, процесс формирования ежеквартального отчёта. Но здесь возникает другой риск: поскольку этот процесс востребован не часто, то польза от его автоматизации практически нулевая, и ни сотрудники, ни руководство могут не впечатлиться достигнутым результатом. Поэтому не возникнет желания идти дальше по пути автоматизации и подключать другие процессы.
Чтобы такого не происходило, лучше начинать с самых ходовых, но при этом хорошо формализованных процессов. В этом случае компания получит результат, ускорив и упорядочив, к примеру, оплату счетов. Реальная польза от автоматизации одного процесса станет стимулом, чтобы двигаться дальше.
Цели трансформации
Начинать всегда нужно с выбора цели. То, что первое приходит в голову – это сокращение затрат: временных и финансовых. Именно это называется «увеличение эффективности». Однако в эпоху цифровой трансформации приоритеты всё чаще смещаются и приходится думать не только о сокращении затрат. Зачастую эта цель уходит на второй план и фокус смещается на новые возможности, которые помогут бизнесу развиваться дальше.Другими словами, цифровая трансформация проводится не тогда, когда нужно снизить какие-то издержки. Она нужна, если бизнес осознал, что новые возможности для развития ему совершенно необходимы.
Если объектов или целей много, то потребуется выбрать один или несколько бизнес-процессов, которые будут трансформированы в первую очередь. Эксперты советуют при выборе процессов начинать со следующих:
- Устоявшиеся: те, которые существуют уже давно.
- Частые: процесс проходит не менее 15 раз в месяц.
- Короткие: 1-2 недели от начала до конца.
- Конкретные, с выраженным началом и концом.
IT-технологии для цифровой трансформации
Стратегий, которые может предложить IT-отрасль, очень много. Главное – выбрать наиболее подходящие:- Анализ больших данных
- Омниканальность
- Блокчейн
- Искусственный интеллект
- Облачные технологии
- 3D-печать
- Удалённые рабочие места
Цифровая трансформация никогда не начинается с выбора технологии, ведь технология – всего лишь инструмент. Прежде чем взять любой инструмент, сначала нужно чётко определить задачу, так как и инструмент выбирается под неё. В случае с цифровой трансформацией бизнеса та же ситуация.
- Сначала нужно выбрать конкретную сферу бизнеса и цели её трансформации.
- Затем – очертить круг проблем, которые необходимо решить.
- И лишь затем наступает время выбора технологии.
Чёткое соответствие выбранной технологии поставленной задаче является намного более важным залогом успеха, чем её инновационность или успешный опыт применения в других компаниях.
Порядок подготовки к проведению цифровой трансформации наглядно представлен в этой таблице.
Этап подготовки к цифровой трансформации | Действия |
1. Подготовка | Определить, насколько ЦТ необходима компании сейчас. |
2. Выбор объекта | Решить, какие бизнес-процессы подлежат автоматизации, какие подразделения компании будут задействованы. |
3. Донесение ценности ЦТ до сотрудников | Объяснить, зачем проводится трансформация. Собрать обратную связь от персонала. Узнать, что и как, по мнению сотрудников, нужно поменять в первую очередь. |
4. Целеполагание | Разобраться, каких конкретных целей нужно достичь и в какие сроки, как будет измеряться результат. |
5. Выбор технологий | Подобрать технологии, максимально подходящие для решения каждой конкретной задачи |
6. Назначение ответственных | Выбрать из числа заинтересованных в ЦТ сотрудников тех, которые будут проводить её в жизнь. Разделить зоны ответственности. |
7. Определение сроков | Установить контрольные даты, а также промежуточные результаты, которые должны быть достигнуты. |
Ответственные за трансформацию
Ещё одна принципиальная задача – выстроить иерархию лиц, которые будут заниматься цифровой трансформацией. Очевидно, что это должны быть сотрудники как «со стороны бизнеса», так и «со стороны IT». В основном акцент делается на руководителей тех отделов, где в первую очередь планируется проводить трансформацию. Например, начальник службы логистики или главный бухгалтер.Крайне важно, чтобы у всех этих лиц была мотивация проводить цифровую трансформацию и понимание того, зачем она нужна. В противном случае повышается риск того, что всё будет сделано формально, а реального эффекта компания так и не увидит.
Отслеживание результатов
В идеале, в компании должен быть главный ответственный за цифровую трансформацию. Это может быть, например, один из заместителей гендиректора, который будет выстраивать взаимодействие с каждым из других ответственных лиц, а периодически – устраивать общие обсуждения, чтобы понять, в правильном ли направлении идёт процесс, что уже достигнуто и каковы первоочередные текущие задачи.Резюмируя, можно сказать, что главное перед проведением цифровой трансформации – определиться с её целями и задачами, сроками и ресурсами, а также прийти к взаимопониманию между ответственными лицами.
При этом не получиться совершить прорыв на одних только технологиях, но не получится и обойтись без них в процессе реинжиниринга бизнес-моделей.
Лишь соединение того и другого позволит обойти все трудности и получить положительный результат.