1С – платформа для автоматизации бизнеса, в первую очередь – бухгалтерского и налогового учёта. Компания создала решения и для других функциональных подразделений: “1С: Управление торговлей”, “1С: Розница”, “1С: Документооборот”, “1С:Зарплата и управление персоналом”.
Одной из возможностей, заложенных в 1С, является выстраивание бизнес-процессов, например документооборота или торговли.
Как создать бизнес-процесс с помощью 1С
Создавать их позволяет большинство решений на её базе. Для этого используется нотация (система обозначений, язык моделирования).
Основные объекты нотации:
- Точка старта и точка финиша.
- Точка действия (действие + исполнитель).
- Точка условия (разделитель “или”).
- Точки разделения и слияния (один процесс расходится на несколько параллельных; несколько сливаются в один).
- Точка обработки (система выполняет нужное действие).
- Точка вложенного процесса (помогает добавить бизнес-процесс как элемент).
Чтобы создать бизнес-процесс в 1С, потребуется:
- Внести в базу нужные справочники и документы.
- Смоделировать схему, используя приведённые выше объекты.
- Добавить задачи (контрольные точки).
- Выполнить адресацию (установить исполнителя для каждой задачи).
Что даёт автоматизация бизнес процессов в 1С?
Она помогает разработать структуру, создать регламент, назначить сотрудников, которые будут исполнителями на каждом этапе.
Руководитель сможет контролировать работу и видеть, на каком она этапе, где проблемные места, кто из сотрудников не успевает обработать свои задачи в срок.
Но набор инструментов этой платформы ограничен в сравнении с BPM-системами, которые создавались для управления бизнес-процессами в компании, а не цифровизации учётных функций организаций.
Недостатков автоматизации бизнес-процессов на базе 1С немало.
Проблемы использования платформы 1С для работы с бизнес-процессами
Для всех продуктов 1С характерна одна и та же главная проблема: чтобы их внедрить и настроить, нужен специалист, причём такой, который занимается этой платформой. Его нужно или нанимать в штат, или привлекать со стороны, и придётся оплачивать его услуги.
1С – типичный коробочный продукт. После его покупки и установки работа лишь начинается: нужно внести нужные настройки и доработки, чтобы решение в итоге соответствовало запросам компании.
Обилие инструментов подаётся разработчиками как преимущество. На практике часто указывают на то, что платформа сильно перегружена функциями, половина из которых не нужна конкретной компании. Однако управление бизнес-процессами в 1С требует хорошо изучить этот набор возможностей, причём такие требования предъявляются даже к рядовому пользователю. Он обязан запомнить, какие поля, формы и кнопки ему потребуются для выполнения каждой операции, а какие не нужны.
Наконец, проблемой становятся обновления платформы:
- Они требуются часто, каждый месяц.
- Эти обновления платные: их установка означает расходы.
- Обновления не получится выполнить без специалиста.
- После очередного обновления часто пропадают те настройки и доработки, которые были выполнены ранее. На то время, которое требуется для их повторного выполнения, платформа может оказаться нерабочей.
Это приводит к тому, что всё больше людей признают: разработка бизнес-процессов в 1С хотя и возможна, но это не лучшее решение. Существуют другие решения и альтернативные платформы, способные предложить тот же набор возможностей в более удобном формате и со значительно меньшими затратами.
Например, на low-code BPM-платформе Comindware Business Application Platform вы можете самостоятельно создавать нужные решения силами бизнес-аналитика, почти без помощи IT-специалистов. Есть возможность так настроить формы и поля, чтобы каждый сотрудник видел лишь то, что нужно ему для работы, и его не отвлекал излишний функционал в интерфейсе. В то же время, дополнительный функционал легко добавить, если он потребуется.