Блог Comindware

Как выстроить процесс управления закупками

управление закупками

Закупки требуются каждому предприятию, поскольку они помогают получать те товары или услуги, которые нужны для функционирования бизнеса.

Производственные компании закупают сырьё, а торговые — продукцию на реализацию. В зависимости от внутренних регламентов, подразделения либо самостоятельно делают закупки (например, товары для офиса), либо обращаются в отделы снабжения. Чем крупнее компания, тем больше товаров и услуг ей нужно для работы, и тем важнее грамотно организовать процесс их приобретения.

Что такое закупки

Под этим словом в бизнесе понимают набор методов и средств, которые помогают приобрести товары для дальнейшего использования, в основном оптовыми или мелкооптовыми партиями.

Стратегическая цель закупочной деятельности — найти поставщиков, которые предложат товары / услуги:

Обычно в компании есть отдел закупок, который занимается тем, чтобы находить всё более выгодных поставщиков, проводить их отбор и заключать договора.

Что такое процесс закупок

Это набор последовательных действий, которые предприятие предпринимает, чтобы получить нужные товары / услуги. Бизнес-процесс выглядит так:



Если поставщик хороший, компания заинтересована дальше с ним сотрудничать. Однако отдел закупок обязан прилагать усилия, чтобы получить от данного поставщика более выгодные условия при следующем контракте, либо чтобы найти другую компанию, которая предложит то же самое дешевле, или по той же цене сделает больше.

Контролируйте процессы закупок от выявления потребностей до контроля поставок в готовом решении Comindware.

Заказать демо

Стратегия закупок

Стратегия важна, так как влияет на очень многое. Закупочная стоимость сырья напрямую коррелирует с себестоимостью продукции и с тем, по какой цене предприятие сможет её продать. Поэтому снижение расходов на услуги поставщиков в конечном счете увеличивает прибыль.

Принято выделять 2 стратегии:

  1. Push (толкающая). Покупки совершаются по сигналу руководства, формируются большие запасы. Компания одновременно работает со многими поставщиками, возникает конкуренция, появляются основания запрашивать снижение цены.
  2. Pull (тянущая). Покупка совершается по запросу клиента компании либо её отдела. Запасы ограниченные, поставщиков мало, прилагаются усилия, чтобы выстроить с каждым из них длительное взаимодействие.

Выбор стратегии зависит от специфики компании. Первый подход направлен на то, чтобы уменьшить расходы. В том числе, благодаря оптовым скидкам, снижению транспортных расходов (перевозка одной большой партии дешевле, чем десятка мелких). Он часто реализуется на производственных предприятиях, где заранее известно, что сырьё всё равно будет израсходовано, а вот простой из-за дефицита недопустим.

Второй подход часто практикуют торговые сети, которые не желают создавать излишки скоропортящейся продукции. Вместо этого товар мелкими партиями заказывается в те магазины, где он закончился.

Правильная стратегия помогает создать гибкую систему, которая поддерживает запасы на нужном уровне, не допуская ни избытка, ни дефицита.

Хотите стать BPM-профессионалом?

Совместно с ассоциацией ABPMP Russian Chapter компания Comindware предлагает обучение процессному подходу к управлению и сертификацию BPM-профессионалов

Узнать больше

Как происходят закупки в бизнесе

Есть несколько вариантов того, как компания может выбирать поставщика.

В открытых аукционах и тендерах может участвовать любой поставщик, соответствующий указанным требованиям. Такой формат помогает находить выгодных поставщиков, максимально расширив список участников и исключив пристрастность сотрудников отделов снабжения при выборе исполнителя. На закрытые тендеры и аукционы организатор приглашает лишь те компании, из которых хотел бы выбирать.

Выбор поставщика

Большинство проблем с закупками связаны с тем, что поставщики не исполняют своих обязательств эффективно или вовсе не выполняют. Когда компания приобретает на рынке основную часть ресурсов для производства собственной продукции или услуг, то испытывает ещё более значительные сложности в связи с этой проблемой. При этом проводить переговоры с каждым из многочисленных поставщиков для специалистов по закупкам слишком затратно с точки зрения времени и усилий.

Поэтому организации разделяют категории поставщиков на некритичные и критичные, в зависимости от приоритетности поставляемых ресурсов. Ресурсы поставщиков второй категории отличаются высокой стоимостью и меньшей доступностью на рынке. Такой подход позволяет разработать стратегию по взаимодействию с ними и рационально распределить нагрузку по ее реализации.

В целом выбор поставщика происходит в несколько этапов.

  1. Определение цели поиска, источников и критериев Предприятие может рассматривать потенциальных контрагентов как в целях стратегического партнёрства под продукт, так и мониторинга рынка. Источниками обычно выступают поисковики, собственные базы, каталоги, отраслевые порталы. Среди критериев выбора могут быть обозначены цена, ассортимент, гарантии, репутация.
  2. Квалификация Этот этап предполагает оценку возможностей поставщика и его соответствие основным требованиям от производственных мощностей до благонадёжности. Это и есть переход лидеров рейтинга претендентов в конкретном отборе из изначального длинного списка в финальный. Обычно информацию собирают посредством телефонных интервью, опросов экспертов и участников рынка, а также сравнения ценовых предложений.
  3. Тестирование продукции или сервиса На этом этапе проводят пробные проекты в реальных условиях по применению закупаемых ресурсов потенциальных контрагентов.
  4. Оценка результатов Согласно итогам общей оценки поставщика по ряду параметров – условиям, взаимодействию, качеству продукции – формируется перечень замечаний к поставщику либо предложений для обеих сторон в целях улучшения совместной работы.
  5. Сотрудничество Предыдущий этап определяет, будут ли стороны развивать партнерские отношения. Правильный выбор поставщика вместе с другими факторами определяет качество продукции или услуг, а также репутацию компании.
  6. С помощью решений на базе Comindware Управление закупками организации могут квалифицировать и отбирать поставщиков, автоматизируя рутинные операции. Это позволяет проводить больше результативных закупок за меньший период времени. Одним из таких примеров служит опыт компании по производству технических газов NGCO, которая цифровизировала закупочные процессы благодаря BPM-платформе.

    Посмотрите кейсы внедрений BPMS Comindware

    В Библиотеке решений представлены истории компаний, автоматизировавших управление бизнес-процессами с Comindware.

    Смотреть кейсы

    Основными показателями эффективности закупок, в том числе и в результате верного выбора поставщика, могут служить следующие:

Как происходит заявка на закупку?

В каждой закупке участвуют:

  1. Правила.
  2. Люди.
  3. Документы.

Задача в том, чтобы выстроить их в систему, способную работать эффективно и быстро. Это не всегда легко, потому что приходится отправлять документы многим участникам, причём делать это своевременно.

Сегодня распространена практика, когда заказчик и участник тендера или аукциона используют специальные площадки или ПО для проведения всего набора действий. Это помогает автоматизировать процесс и уменьшить количество писем, отправленных вручную.

Заявки, тендеры, аукционы в готовом продукте Comindware Управление закупками. Настройте решение в течение 2 дней.

Заказать демо

Разместив заявку в автоматизированной системе, заказчик начинает получать предложения от участников конкурса. Затем остаётся лишь выбрать победителя, если система не сделает этого сама, как это принято на аукционах.

Размещая заявку, компания обязательно указывает все параметры заказа, за который будут бороться кандидаты на поставку, а также прикладывает документы и проект будущего контракта.

Как улучшить управление закупками на предприятии

В закупочной деятельности существуют свои внутренние блоки, которым организации, желающей улучшить операционную эффективность, необходимо уделять особое внимание. Помимо выбора поставщиков и управления взаимоотношениями с ними, эти процессы включают: срочные закупки, планирование и контроль бюджета, управление потребностями и запасами, а также подготовку технических заданий.

Система автоматизации заказов на покупку

Управление закупками — сложный процесс, ведь управлять приходится взаимоотношениями с контрагентами, участниками внешними по отношению к компании и ей не подконтрольными. Поэтому под управлением понимается в основном выработка таких принципов, которые помогли бы, отсеяв сомнительных поставщиков, отобрать лучших и выстроить с ними эффективные взаимоотношения.

Системы управления закупками (SRM) применяют, чтобы автоматизировать этот бизнес-процесс по следующим принципам:

  1. Автоматическое напоминание о том, что пора сделать заказ. Для этого SRM интегрируется с другими системами, например с производственной системой, ведущей учёт сырья.
  2. Упрощённое создание заявок на проведение аукционов, конкурсов, тендеров. Сотрудник отдела продаж заносит необходимые данные, а система создаёт заявки, отправляет их потенциальным поставщикам, помогает оперативно работать с корреспонденцией.
  3. Анализ предложений помогает найти наиболее подходящие по соотношению цены, качества, сроков поставки.

В роли системы управления закупками успешно показывают себя BPMS (Business Process Management Systems), поскольку они делают акцент на слаженном взаимодействии подразделений, которые отвечают за результат закупочной деятельности. За счет этого можно наладить приобретение товаров и услуг именно в тот момент, когда они реально требуются, не создавая дефицита или избытков.

Comindware Управление закупками

Платформенное решение Comindware позволит быстро внедрить практику управления бизнес-процессами закупок. Решение легко настроить, а затем интегрировать с другими системами (например, с системами для управления запасами). Настройка займет около двух дней.

Закажите демо, чтобы узнать, какую роль может сыграть Comindware Управление закупками в оптимизации расходов вашего предприятия.

Заказать демо

Елена Гайдукова, маркетолог-аналитик. Работает в сфере BPM и автоматизации процессов с 2014 года. В настоящее время является бренд-менеджером решений на базе Comindware Platform.

Exit mobile version