Главное назначение ERP-систем – считать, учитывать и анализировать, и с этой задачей они успешно справляются. Однако, внедрив у себя ERP-систему, большинство компаний в скором времени заметили, что их ожидания не оправдались, либо реализовались далеко не в полной мере.
Уже к началу 2000-х стали понятны принципиальные недостатки ERP-систем. Основным ожиданием при внедрении таких систем обычно являлось повышение эффективности бизнеса. Да, ERP-системы помогают в этом – но лишь в тех областях бизнеса, которые редко изменяются. Эти области действительно получается автоматизировать и ускорить. Однако другие сферы, которые требуют своевременной адаптации предприятия к изменениям бизнес-среды, по-прежнему остаются на прежнем уровне, даже когда оптимизация уже завершилась.
Почему сегодняшний бизнес «перерос» ERP?
В большинстве случаев каждый отдельный бизнес «вырос» из своей автоматизации на основе ERP, как ребенок из одежды: она попросту стала ему «мала», перестала устраивать, не смогла отвечать новым требованиям.Почему?
Во-первых, таким системам не хватает гибкости. Бизнес трансформируется, а любые изменения в ERP вносить сложно, долго и дорого. И делать это могут только разработчики.
Во-вторых, чаще всего автоматизация оказывалась проведена не полностью, затрагивая только отдельные функции и отделы. А польза от сквозной автоматизации и локальной субоптимизации оказывается ограниченной.
Всё это привело к тому, что ERP, которые вначале внедрялись с большим энтузиазмом, в итоге не смогли полностью устроить бизнес.
Концепция пост-ERP
Концепция новой эпохи базируется на реальных потребностях современного бизнеса. А потребности эти следующие:- Сквозные бизнес-процессы — от самого начала до самого конца, пересекающие границы подразделений и выходящие за пределы организации.
- Быстрая адаптация к меняющимся требованиям рынка.
- От потребности заказчика до поставки.
- От заказа до оплаты товара.
Опыт показывает, что только такой подход позволяет в полной мере контролировать работу предприятия: видеть реальное количество задач, которые обрабатывает каждый сотрудник, и проблемные этапы (так называемые «узкие места»), а также собирать обширную аналитику.
Этот принцип был реализован в системах BPMS (Business Process Management Suite), появление которых ознаменовало начало эпохи пост-ERP. Однако скорость внесения изменений — не самая сильная сторона систем этого класса, и гибкость информационной системы на базе BPMS оставляет желать лучшего.
Именно гибкость сегодня часто рассматривается как главное и определяющее достоинство любой системы. Если нет гибкости, то система становится устаревшей уже в момент запуска: необходимость изменений будет постоянно накапливаться.
С практической стороны отсутствие гибкости подразумевает необходимость привлекать разработчиков, платить им и подолгу ждать внесения изменений в работу системы, а также временно прерывать доступ к системе. Такое положение дел не удовлетворяет сегодняшний бизнес, поэтому появляется запрос на новые ИТ-системы, у которых не будет подобных недостатков.
Таким образом, уже сформировался запрос со стороны бизнеса на ИТ-системы, обеспечивающие возможность цифровизации сквозных бизнес-процессов и простоту адаптации к постоянно меняющимся требованиям бизнеса. Какие ИТ-системы удовлетворяют эти требования в полной мере – открытый вопрос. У экспертов цифровизации уже есть обоснованные предположения. В следующей статье мы предложим своё видение того, какие решения могут соответствовать новому спектру требований, выдвигаемых эпохой пост-ERP.